21:38Сб, 03 декабря 2016
5
6˚C
64.15
68.47

Информационное
агентство «Камчатка»

Автор:

Ольга Семенова

Александр Осипов: Камчатка для нас остается в приоритете

25 февраля 2015, 14:50

Тэги:
экономика

Фото: Петр Мартыненко

Залог развития любого региона – привлечение инвестиций. Экономике всегда нужны деньги, которые оборачиваются и новыми рабочими местами, и развитием инфраструктуры, и строительством и, в конечном итоге, повышением уровня жизни населения. За последнее время властям Камчатки удалось привлечь к краевым инвестпроектам немалый интерес. Так японцы строят в Усть-Камчатском районе ветроэнергетический комплекс, индийская компания TataPower присматривается к разработке угольных месторождений. Турецкая компания Orteksan обсуждает возможность участия в работе агропарка в пригороде Петропавловска. Французы смогут помочь в развитии на полуострове горнолыжного туризма.

Как видим, заинтересованность иностранных инвесторов в большинстве случаев еще не перешла к реальному вложению денег. Чтобы подтолкнуть этот процесс, в прошлом году впервые на Камчатке власти при поддержке министерства по развитию Дальнего Востока провели инвестиционный форум "Дальний Восток – 2014". На нем немало говорилось о создании территорий опережающего развития. Сама идея ТОРов состоит в том, что для инвесторов создаются максимально благоприятные условия, даются льготы по налогообложению, и предоставляется большая свобода в действиях.

Полуостров предложил проект ТОР «Камчатка», который сочетает в себе транспортно-логистические и туристические проекты. Планируется модернизировать старые причалы морского порта Петропавловска и построить новые, провести дноуглубительные работы и ввести в эксплуатацию современные производственные мощности. Порт Петропавловска-Камчатского должен приобрести статус крупного транспортного узла. Это завязано на планы правительства России по реализации международного проекта Северного морского пути.

Кроме того, в проект ТОР «Камчатка» входит продолжение модернизации главного аэропорта Камчатки и реализация 7 инвестпроектов по созданию гостиничных комплексов, санатория, спортивно-оздоровительного центра, зон кемпинга и центра реабилитации спортсменов на базе туристско-рекреационной площадки «Паратунка».

По методике Минвостокразвития, и ТОРы, и инвестпроекты (это немного другая форма государственной поддержки, здесь государство адресно участвует в создании инфраструктуры для создания крупных производств) сначала детально готовятся, а потом проходят оценку на правительственной Подкомиссии под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. Эта подкомиссия и принимает решения, какие ТОРы и проекты государству поддержать.

На прошедшем 12 февраля первом заседании Подкомиссии Камчатка была представлена только одним проектом – развитие Озерновского золоторудного месторождения, которым занимается "Сибирский горно-металлургический альянс" (СИГМА). Этот проект получил полную поддержку членов комиссии. В очереди у Камчатки – еще три инвестпроекта и ТОР «Камчатка». По мере подготовки документов и материалов они также будут попадать на Подкомиссию, которая будет принимать решения. Следующий раз Подкомиссия соберется в марте. Возможно, ТОР «Камчатка» будет к тому времени уже готова к рассмотрению.

Кто же на текущий день в лидерах? 12 февраля подкомиссия по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке одобрила две ТОР в Хабаровском крае ("Хабаровск" и "Комсомольск") и одну в Приморье ("Надеждинская"), а также шесть инвестиционных проектов – по два в Якутии и Хабаровском крае и по одному в Амурской области и Камчатском крае.

"Реализация этих проектов только с учетом якорных инвесторов и с учетом уже запланированных инвестиций приносит 180 миллиардов рублей базовых частных инвестиций. Количество требуемых государственных инвестиций на строительство инфраструктуры – 23 миллиарда рублей. Только налогов до 2025 года Россия получит 100 миллиардов, то есть четыре раза вернём эту сумму. Будет создано дополнительно 15 тысяч рабочих мест", – сообщил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Между тем Камчатку называли одним из лидеров в списке регионов, претендующих на первоочередное получение денег для территорий опережающего развития. О том, что не получилось, и о работе над ошибками корреспондент ИА "Камчатка" Ольга Семенова узнала у первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока Александра Осипова.

– Александр Михайлович, что же все-таки произошло с ТОРом “Камчатка”? До последнего момента мы ждали того, что он будет утвержден 12 февраля в числе первоочередных.

Пока полуострову сложно находить частных инвесторов. Концептуально территория опережающего развития "Камчатка" состоит из трех площадок. Это морской порт, аэропорт и территория в Паратунке. Общее правило, по которому создается территория опережающего развития, это подтвержденный инвестиционный спрос, то есть интерес от нескольких инвесторов. А сейчас на каждой площадке ТОР "Камчатка" у вас по одному инвестору. Этого мало. Тем не менее, такие объекты, как порт и аэропорт мы готовы запустить и с одним резидентом-инвестором.

В марте вновь соберется правительственная подкомиссия, которая отберет наиболее перспективные проекты. Задача властей Камчатки сейчас – перезапустить, обновить все материалы и наработки, которые есть по ТОР, активизировать работу. Вполне возможно, что за это время можно будет найти и другие частные компании, которые готовы вложить средства в организацию территорий опережающего развития.

Хочу подчеркнуть, что Камчатка была и остается для нас приоритетным регионом. Здесь богатый потенциал, но есть целый ряд сложностей и проблем, которые препятствуют быстрой реализации экономических проектов. Поэтому подготовка здесь медленнее идет, чем там, где уже есть благоприятные условия.

– Те средства, которые выделяет государство территориям опережающего развития должны быть потрачены строго на какие-то цели или просто даются для реализации проекта?

Смысл территорий опережающего развития в том, чтобы выбрать несколько наиболее привлекательных точек, привести их в порядок с точки зрения инфраструктуры, чтобы наибольшему количеству производств дать возможность быстро развернуться. Реально сейчас начало реализации проектов занимает очень долгое время, иной раз 6-7 лет компании не могут получить участок, на котором было бы все готово для работы. Наша задача – снизить этот срок до нескольких месяцев, чтобы производства могли зайти, начать строиться и подсоединяться ко всей подходящей инфраструктуре.

Поэтому деньги государство дает на создание этой инфраструктуры, инженерных коммуникаций –строительство дорог, подведение электроэнергии, подготовку участка. По закону о ТОРах, который вступил в силу в декабре прошлого года, деньги выделяются специально созданным управляющим компаниям территорий опережающего развития, и они уже нанимают подрядчиков для возведения всей инфраструктуры.

– Расскажите подробнее о ТОРах, которые утверждены в Хабаровском крае и Приморье. Что им позволило победить?

И в Приморье и в Хабаровском крае расходы на инфраструктуру небольшие. Но не только это вывело эти проекты на первое место. Там очень хорошая доля частных инвестиций на один бюджетный рубль. К тому же изначально в Хабаровском крае намного лучше условия для промышленного развития, чем во многих других субъектах ДФО, да и Российской Федерации в целом. Инвесторы сразу увидели и оценили высокий уровень подготовки региона. Там утверждены сразу две территории опережающего развития.

В Приморье были заявлены 6 проектов ТОР, из них самым подготовленным оказался проект "Надеждинская". Там будут строиться два крупных распределительно-складских центра, один из них будет работать в формате "сухого порта". (Сухой порт – внутренний терминал, непосредственно связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Выполняет функции центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях - примечание ИА "Камчатка"). Кроме того, там будет строится крупное кондитерское и пищевое производство.

– На подкомиссиибыла утверждена поддержка Озерновского месторождения на Камчатке. Когда теперь ждать конкретных шагов и от кого?

Сейчас нам нужно вместе с инвестором, компанией СИГМа, подготовить условия инвестиционного соглашения и выбрать формы бюджетного финансирования, которая нужна для реализации этого инвестиционного проекта. Нам надо понять, как в течение 2015 года наиболее быстро и качественно профинансировать создание инфраструктуры. То есть переходим к решению рабочих вопросов.

– Два проекта компании Интерминералс по добыче золота стоят в очереди. Как вы оцениваете их подготовку, могут ли они рассчитывать на поддержку в ближайшее время?

Это неплохие проекты, у них высокая степень готовности, и они несут достаточно существенный и экономический и социальный эффект для Камчатки, особенно для тех районов, в которых будут реализовываться. По проекту "Аметистовый" хорошие показатели возврата бюджетных инвестиций, по второму проекту, "Бараньевский", показатели немного хуже. Но сейчас для принятия решения нам необходимо конкретизировать обязательства инвесторов.

– Вы не раз говорили, что регионам нужно быть изобретательными в развитии. Как этот принцип должен работать применительно к Камчатке?

Изобретательность прежде всего нужна в реализации ключевых приоритетов. Для вас это, к примеру, портовая деятельность, рыбная отрасль, туристско-рекреационное направление. Возьмем туристический потенциал. Казалось бы, уже есть все для его развития. Тем не менее, не так просто запланировать все объекты, придумать, как их связать, как привлечь профессиональные компании в этой отрасли, чем вызвать интерес у туристов из разных стран и с разными ожиданиями, как их привезти. При этом нужно найти оптимальную форму финансирования, чтобы все было окупаемо. Потом еще надо иметь трудолюбие, чтобы все это реализовать. Любую идею, если ее правильно осмыслить и изобретательно к ней подойти, можно сделать интересной другим людям. А раз так, то можно и зарабатывать, и развиваться.

Таким образом, ближайшая задача – доработать камчатские инвестпроекты и проекты ТОР, чтобы получить поддержку правительства, а вместе с тем привлечь на полуостров инвесторов и их деньги. Идеи для развития бизнеса на Камчатке многообразны и перспективны. Главное, чтобы они так и не остались только идеями. 

Предыдущая новость

Уже в этом году могут быть выделены федеральные деньги на создание ТОСЭР «Камчат...



comments powered by Disqus