12:06Чт, 08 декабря 2016
7
6˚C
63.91
68.50

Информационное
агентство «Камчатка»

Автор:

Олеся Сурина

Корабль «Алагез»: скорая помощь на Тихоокеанском флоте

3 марта 2015, 16:59

Фото: Илья Лобов, Олеся Сурина / информагентство "Камчатка"

Зачем водолазам «дворники»? Сколько весят их галоши? Чем отличается батискаф от подводной лодки? И как проводят досуг подводники в барокамерах? Обо всем этом читайте в очередном материале проекта «Посторонним В».

Еще десять лет назад поисково-спасательное судно «Алагез» стояло в порту Владивостока. Уникальный корабль «в самом расцвете сил» готовили к списанию: в 90-е годы российский флот переживал не лучшие времена. Так и разобрали бы «Алагез» на металлолом, если бы не случился август 2000 года.Трагедия произошла в Баренцевом море. 12 августа затонула подводная лодка «Курск». На Северный флот хотели отправить «Алагез», но это было невозможно: почти всю материально-техническую часть корабля к тому моменту уже сдали. Нельзя сказать, что катастрофа подводной лодки «Курск» стала основной причиной, но, так или иначе, с 2002 года «Алагез» начали восстанавливать, а к 2010 году спасательный корабль был полностью готов выполнять своё предназначение. В день 26-й годовщины поднятия военно-морского флага на борту «Алагеза» побывала съемочная группа проекта «Посторонним В».

01

Справка

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог».

  • — водоизмещение — 14 тысяч тонн;
  • — длина — 178 метров;
  • — ширина — 27 метров;
  • — осадка — 7,5 метров;
  • — скорость — до 24 узлов;
  • — предназначен для базирования одного вертолета Ка-27 ПС;
  • — автономное плавание — до 60 суток;
  • — экипаж корабля — более 200 человек;
  • — первый командир корабля — капитан 2 ранга Игорь Гулевич;
  • — сейчас командир спасательного судна «Алагез» — капитан 2 ранга Валерий Лепетухин.

Судно заложено в декабре 1979 года на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Корабль спустили на воду 28 апреля июля 1984 года, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Флаг поисково-спасательной службы ВМФ на его борту подняли 15 января 1989 года. С 1993 года «Алагез» — флагман тихоокеанского спасательного флота.

02

«Алагез» предназначен для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач.

03

«Аналогов «Алагеза» в военно-морском флоте России и других вооруженных сил нет, — рассказал временно исполняющий обязанности командира спасательного судна «Алагез», капитан третьего ранга Дмитрий Кошевой. — Мы были задуманы для длительного пребывания в море и для обеспечения безопасности наших подводных сил во всех точках мирового океана. Судно предназначено для тушения горящего топлива на акватории, а также близи береговых сооружений, поиска приводнившихся космических аппаратов, спасения их экипажей, а также для буксировки судов. «Алагез» уникален и тем, что может становиться на глубоководный якорь, и, при этом вести спасательные работы на аварийном объекте».

04

Наша экскурсия по «Алагезу» началась с эллинга. Это огромное помещение предназначено для хранения и обслуживания обитаемых подводных аппаратов. Здесь одновременно могут находиться четыре таких.

05

06

Этот аппарат, похожий на мини-подводную лодку, называется глубоководным обитаемым подводным автономным снарядом АС-27. Его вес — около 75 тонн. Ширина — 3, длина — 13 метров. Аппарат может опускаться на глубину до 1000 метров. Его «руки»-манипуляторы способны поднимать предметы весом до 500 килограммов.

07

08

Дмитрий Сергеевич, чем этот аппарат отличается от подводой лодки или батискафа?

Дмитрий Кошевой: Батискаф проходит один цикл: он подготавливается к погружению, погружается, работает на глубине, всплывает, после чего требуется снова готовить его к погружению. А у этого аппарата — по-другому: подготовился к работе, погрузился, поработал, всплыл, погрузился, еще поработал, всплыл и так пока не выработается заряд батареи. Обычно её хватает на 10 часов и более. После чего аппарат надо поднять на борт и снова зарядить батарею. А подводная лодка — самостоятельный автономный объект, который уходит в плаванье не на часы, а на сутки и более.

Круглые «окошки» сбоку — для чего?

Д. К.: Это прожектора. Для освещения.

09

«Это единственная на Камчатке действующая железная дорога», — шутит Дмитрий Сергеевич.

Нам демонстрируют, как снаряд готовят к погружению. Из эллинга на палубу эта махина выезжает по рельсам, причем местами стопорится. «Это необходимость, так как, когда корабль находится в море, аппарат должен выкатываться постепенно, иначе мы его просто не удержим», — поясняет капитан третьего ранга.

10

«Именно этот аппарат не предназначен для спасения экипажа подводных лодок, которые терпят бедствие, он — для выполнения подводных технических работ, — рассказывает начальник поисково-спасательной службы «Алагеза» Дмитрий Гордеев. — Подобный спасательный аппарат АС-28 и АС-30 может принять на борт одновременно 25 подводников с корабля, который терпит бедствие».

В этом случае аппарат подходит к подводной лодке, становится к комингс-площадке (специальное устройство для стыковки с аварийным подводным объектом) и, как говорят военные, «прилипает». Процедура похожа на стыковку космических аппаратов, только из образованной «буферной» зоны откачивается вода, когда камера становится герметичной, открывают люк и подводники могут подняться на борт спасательного аппарата.

Сколько времени занимает процедура спуска на воду этого аппарата?

Дмитрий Гордеев: По нормативу мы укладываемся в 50 минут.

Сколько человек в его экипаже?

Д. Г.: Пятеро.

Как вы между собой называете эту штуковину?

Д.Г.: Так и называем «спасательный аппарат» или АС-27.

Этот аппарат — для проведения технических работ, а где такие спасательные аппараты?

Д.Г.: Они в настоящий момент на спасательном судне «Георгий Козьмин», которое находится на дежурстве.

7I1A0587

С погодой нам не очень повезло: из-за выпавшего снега аппарат не стали выкатывать на палубу дальше ворот эллинга.

13

14

15

Выходим из эллинга на палубу «Алагеза».

Как правильно произносится название корабля: «Алагез» или «Алагёз»?

Дмитрий Кошевой: «Алагёз» — это тюркское название горы Арагац в Армении. У нее множество разных названий. Вот в русском языке это слово произносится «АлагЕз».

16

За этой аппарелью скрывается один из «помощников» водолазов.

17

«А это наш Тигрёнок!», — представляет нам своего «подопечного» старший инженер ТПА ПСС (телеуправляемых подводных аппаратов поисково-спасательной службы) Николай Селецкий.

18

«Тайгер» (Tiger) — телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Он предназначен для поиска и наблюдения за подводными объектами, а также для совместной работы с водолазами и глубоководными аппаратами на глубине до 1000 метров. Вес — 140 килограммов. Манипулятор (механическая рука) может поднять до 20 килограммов.

«Дальность обнаружения гидролокатора кругового обзора — до 100 метров. Одна видеокамера — цветная, вторая — черно-белая», — рассказывает Николай.

В реальных условиях часто приходится применять «Тайгер»?

Дмитрий Гордеев: Частенько. «Тайгер» — помощник водолазов. Он может перерезать трос своим манипулятором, подать какой-то инструмент. К примеру, чтобы подняться на поверхность, водолаз должен потратить какое-то время, а «Тайгер» всплывает буквально за 3-5 минут, берет в «лапу» себе  необходимый инструмент, опускается вниз и отдает водолазу. Также с помощью этого аппарата руководитель водолазных работ всегда наблюдает за водолазами с корабля. Это своего рода страховка. А еще, так как у «Тайгера» есть локатор, он может «проводить» водолаза к нужному месту.

Что-то необычное находил этот аппарат?

Д. Г.: «Тайгер» — аварийные (так называемые, «черные») ящики самолета, который потерпел крушение…

А что-то из того, что не искали, но нашли?

Д. Г.: Клады мы, к сожалению, не находили. (Смеется). А из необычного… находили остов какого-то деревянного судна в Татарском проливе. Очень старый корабль. После шторма находили брошенные автомобили на глубине 50 метров.

19

По соседству с «Тайгером» размещается еще один глубоководный телеуправляемый аппарат. Его название — «Пантера Плюс». На «Алагезе» аппарат пока «в командировке», — шутят моряки. Осенью 2015 года, по плану, этот аппарат получит на борту спасательного корабля постоянную «прописку».

20

Чем «Пантера» отличается от «Тайгера»?

Николай Селецкий: «Тайгер» — обследовательский аппарат, «Пантера» — рабочий. К примеру, сначала обстановку на глубине разведывает «Тайгер», потом уже спускается «Пантера» и выполняет свои задачи. Она и по весу больше, и функциональней. У «Тайгера» — один манипулятор, у «Пантеры» — две «клешни». Одна непосредственно рабочая, вторая — трубохват. «Пантера» может перерезать тросы, специальную болгарку на нее можно ставить…

Сколько весит «Пантера»?

Н. С.: Около 500 килограммов (без утяжеления). Вообще это мобильный комплекс: он состоит из двух контейнеров, которые можно погрузить на грузовой автомобиль. В одном контейнере — пункт управления, во втором — дизель-генератор. То есть аппарат может работать автономно.

Почему названия такие нетипичные для корабля — кошачьи?

Н. С.: Это к производителям вопрос. (Смеется).

Будет ли поступление новых моделей?

Н.С.: Ждем. Но они будут не совсем такие: в 10 раз меньше, модернизированные. Старые комплексы был похожи на луноход. Они себя изжили.

21

А вот и пост управления глубоководным телеуправляемым аппаратом «Тайгер». Для «Пантеры» есть свой пост управления.

22

23

«На этих экранах картинка с глубоководного аппарата. Идет имитация стыковки с подводной лодкой, на которую «садится» спасательный аппарат. Глубина — 64 метра. Задача выполнена: стенд-макет обнаружен», — говорит Николай.

24

Зачем нужна черно-белая камера?

Дмитрий Гордеев: Когда аппарат работает под водой, бывает много ила или планктона, из-за чего на цветные камеры идет «отсветка»: изображение сливается. А черно-белая камера — высококонтрастная, на ней можно разглядеть изображение в таких условиях.

25

Продолжаем прогулку по палубе.

26

Эта быстроходная лодка БЛ 680 рассчитана на 12 человек. «На другом борте — подобная лодка вместимостью 17 человек, — продолжает экскурсию Дмитрий Гордеев. — А здесь спасательный катер. Он может взять на борт 25 человек. Все они нужны для того, чтобы быстро подойти к аварийному объекту. Скорость у них 25-32 узлов».

27

Водолазный «колокол» — своеобразный лифт, с помощью которого глубоководники достигают дна всего за несколько минут. Водолазы могут работать на глубине более 200 метров.

28

А вот наконец-то и сами водолазы! Они готовы продемонстрировать нам два вида костюмов для погружения.

29

Водолазу Артёму Сальникову всего 20 лет. Он из Москвы, на «Алагезе» проходит срочную воинскую службу.

Вы с детства хотели быть водолазом?

Артём: Случайно получилось. (Застенчиво улыбается). Попал сначала в Севастополь, там предложили пройти обучение в школе водолазов…

Когда впервые погрузились на большую глубину страшно было?

Артём: Нет, страшно не было. Изначально всё это было интересно. Я и до этого увлекался нырянием с ластами и трубкой.

Во всех костюмах умеете работать?

Артём: Да, во всех.

Давно на Камчатку прибыли?

Артём: Чуть больше месяца назад. Сначала мы месяц находились в учебной части во Владивостоке, потом сюда привезли.

На Камчатке уже совершали погружения?

Артём: Нет еще.

В «боевой» обстановке были уже?

Артём: Только учебные спуски совершали.

Как вам на Камчатке?

Артём: Интересно. Красиво…

30

Первым костюм с официальным называнием СВУ-5.1 (снаряжение водолазное универсальное) примерит Игорь Ермолаев. Он тоже срочник из Москвы. Снаряжение предназначено для спуска на глубину до 60 метров. Вес костюма — 34 килограмма.

«Этот водолазный костюм стали использовать буквально пять лет назад, и он положительно себя зарекомендовал на флоте, — рассказал командир группы водолазов-глубоководников Александр Полянин. — Это аналог импортного водолазного костюма Superlite».

31

32

Снаряжение водолаза внешне похоже на костюм космонавта. К нему подведены несколько проводов: через синюю трубку подается воздух, оранжевый кабель — для видеосвязи с водолазом, красный — для голосовой связи, желтый — глубиномер.

Снаряжение может работать по открытой схеме дыхания (воздух подается водолазу с поверхности) и в аварийном режиме (от резервного дыхательного аппарата или вентилируемым способом).

k33

На глубину до 60 метров водолазов спускают в так называемой водолазной беседке, на бóльшие глубины их «доставят» с помощью водолазного колокола.

Александр Сергеевич дает команду водолазу: «Надеть водолазный костюм!».

k11

Артёму предстоит облачиться в легендарный трёхболтовый водолазный костюм, проще говоря, «трёхболтовку». Это снаряжение — классика. На флоте его используют с 19 века. С его помощью можно работать на глубине до 60 метров. «Оно самое надежное! Очень хорошо себя зарекомендовало, — восклицает Александр Полянин. — Мы немного модернизировали комплекс: установили камеры, светильники».

Самостоятельно надеть «трёхболтовку» у водолаза вряд ли получится: снаряжение весит 86 килограммов. Медный водолазный шлем крепится к манишке тремя болтами (отсюда название). Толщина стёкол иллюминаторов — 12 миллиметров.

k22

Кстати, шлем от трёхболтового костюма весит — 16 килограммов, шлем СВУ-5.1 — 11 килограммов. Чтобы подолгу находиться в таком костюме, нужно обладать отменным здоровьем. Сами глубоководники говорят, что раньше по показателям здоровья водолазы уступали лишь космонавтам. Да и сейчас средний вес водолаза-срочника — 70-80 килограммов. «А еще шея нужна потолще и запястья, — шутят водолазы, — Иначе гидрокостюмы могут протекать». Женщин-водолазов на борту «Алагеза» нет, сами понимаете, что не женское это дело…

33

«На большой глубине водолазы дышат смесью азота, гелия и кислорода», — рассказывает Александр Сергеевич.

Почему у водолазных перчаток всего три пальца?

Александр Полянин: Они так и называются: «трехпалые». Это удобно для работы. К примеру, ту же сварку выполнять…

А зачем водолазу нож?

А. П.: Если запутался или что-то нужно перерезать. Можно сказать, рабочий инструмент.

34

Где водолазы проходят обучение?

А. П.: Матросы по призыву проходят обучение в Севастополе. Подготовка длится полгода.

И сразу на глубину 200 метров?

А. П.: Нет. Подготовка начинается с аварийных задач на глубине 26 метров. Выполнили задачу, пошли на 60 метров, потом на 90 метров, далее 120, 160 и уже 200 метров. Поэтапно. А вообще спуски мы проводим регулярно. 

35

На ногах глубоководников — водолазные галоши (или боты). Вес каждого из этих «ботинок» — 8,5 килограммов (в комплекте — 17 килограммов). Стандартные водолазные галоши весят 21 килограмм, утяжеленные — 23 килограмма. Последние используются при работе на глубине более 45 метров. Такая тяжелая обувь нужна водолазам, чтобы увеличить собственный вес для нейтрализации положительной плавучести (подъемной силы). Это придает водолазу необходимую устойчивость под водой.

36

С этой же целью используются водолазные грузы. Их вес — 16 килограммов.

37

Вот в этом снаряжении (СВГ-200В - снаряжение водолазное глубоководное) спускаются на глубины до 200 метров военнослужащие, которые служат по контракту.

38

Снаряжение состоит из: гидрокомбинезона; комплекта изолирующего дыхательного аппарата, который одевают на спину; телефонно-микрофонной гарнитуры; водолазного шланга; костюма водяного обогрева. Также в комплект входят грузы, ласты, боты, нож, световой прибор и каска. Общий вес костюма — 70 килограммов.

39

К погружению в этом костюме готовится военнослужащий по контракту Алексей Молянов.

40

41

42

43

Сколько лет вы служите?

Алексей: На данном корабле с 2005 года. За время службы провел под водой больше 1000 часов.

На какую максимальную глубину погружались?

Алексей: На 160 метров.

44

Вот так происходит спуск в гидротанке. Это  водолазная башня, а, по сути, барокамера, наполненная водой. Гидротанк используется для тренировочных спусков, чтобы водолазы «разнырялись» (то есть сначала сделали несколько погружений на мéньшей глубине) перед погружением на большие глубины.

45

46

Схематично гидротанк выглядит примерно так.

47

(Фото: vpk.name)

Нас очень повеселили «дворники» с внутренней стороны водолазного шлема. Они вполне справляются со своей задачей — убирают с очков конденсат — и смотрятся очаровательно. :)

48

В барокамерах глубоководники проходят декомпрессию. Кессонная болезнь (декомпрессионная или, по-другому, болезнь водолазов) возникает из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси. В результате этого газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород — в зависимости от дыхательной смеси), выделяются в виде пузырьков в кровь водолаза и разрушают стенки клеток и кровеносных сосудов, блокируют кровоток. При тяжёлой форме декомпрессионная болезнь может привести к параличу или смерти. Чтобы избежать процесса вывода азота из крови, после подъема на поверхность водолаза помещают в декомпрессионные барокамеры. В них давление постепенно снижается до атмосферного, это позволяет опасному количеству азота покинуть кровь и ткани.

49

Барокамер на корабле  15 штук. По размеру они разные: могут вместить от 5 до 15 человек одновременно. С помощью переходных шлюзов все они соединяются между собой. Максимум здесь могут разместиться 120 человек.

50

Внутри барокамеры рóслому человеку с непривычки тесновато. Даже мне с ростом 157 сантиметров приходилось быть внимательней, чтобы не удариться обо что-нибудь головой.

51

В барокамерах водолазы и подводники проводят немало времени, иногда даже живут по несколько месяцев. К примеру, после двадцати минут работы на глубине 26 метров время декомпрессии занимает 13 минут, после двадцати минут работы на глубине 200 метров — 35 часов 23 минуты.

52

Кстати, гальюн (туалет) отделяется от жилой зоны только занавеской.

53

54

Чем в барокамере занимаются такое длительное время водолазы?

Александр Полянин: Книжки читают. Под таким большим давлением цифровая техника не работает. Мы проверяли. К примеру, телефон отключается при давлении, равноценном глубине 26 метров. Технику, которая способна обеспечить просмотр кинофильмов в таких условиях, пока не придумали.

Только книги читают, и всё?

А. П.: Почему же? В шахматы и шашки играют. Гитару с собой берут…

Серьезно?

А. П.: Да! Вообще, веселиться им особо нельзя. На глубинах свыше 80 метров организм насыщается гелием, который потом трудно вывести из организма. Из-за этого меняется тембр голоса, становится высоким и сиплым…

Как водолазам передают гитары и книги в барокамеру?

А. П.: Для этого есть специальная грузовая камера. Через нее также передают теплые вещи, если кто-то внутри мерзнет, к примеру.

55

56

С внешним миром обитатели барокамер общаются с помощью специального молотка и условных сигналов. Этот молоток находится внутри барокамеры,

57

а вот этот - снаружи.

58

Поднимаемся на кормовую палубу, за очередной аппарелью скрывается еще один «помощник» спасателей, на этой раз — винтокрылый.

59

Вертолет Ка-27 ПС из ангара извлекать не стали: снегопад так и не прекратился.

60

С помощью вертолета экипаж «Алагеза» может передать на другой корабль груз без посадки на палубу, поднять с поверхности воды людей, вести визуальный поиск и выполнять другие задачи. В состав летного экипажа входят командир воздушного судна, штурман, бортинженер и водолаз-спасатель. Всего вертолет может взять на борт 8 человек. Радиус его действия — около 200 километров.

Как близко к воде может «зависнуть» вертолет?

Дмитрий Кошевой: Это зависит от профессионализма экипажа. Обычно на высоте 10-15 метров, если ниже, то уже вода поднимается лопастями. Во время тренировок вертолет пролетал чуть выше вертолетной площадки вдоль борта.

61

Есть на корабле люди, которые служат здесь больше 20 лет?

Дмитрий Гордеев: Есть человек, который пришел на корабль в составе первого экипажа. Его зовут Игорь Карайчев. Тогда он был матросом-срочником, а сейчас — офицер, помощник командира по аварийно-спасательным работам.

Женщин на корабле много?

Д. Г.: Около 20 человек: хозяйственная команда, дневальные, камбузники…

62

По дороге в офицерскую столовую беседуем с ВРИО командира Дмитрием Кошевым.

Сколько времени бы обычно проводите в море?

Дмитрий Кошевой: По-разному. К примеру, в 2009 году мы находились непрерывно в море 2 месяца. Тогда экипаж «Алагеза» принимал участие в спасательной операции в Татарском проливе: осуществляли поиск упавшего противолодочного самолета ТУ-142МЗ и подъем его частей с глубины 56 метров. Глубоководный аппарат тогда спускали 90 раз.

В каких еще «громких» операциях участвовали?

Д. К.: К примеру, в 2014 году обеспечивали высадку десанта морской пехоты на остров Врангеля. Еще участвовали в крупномасштабном учении Роскосмоса по спасению космического спускаемого аппарата, который по сценарию аварийно приводнился в Тихом океане.

Есть еще суда, подобные «Алагезу»?

Д. К.: Сейчас «Алагез» — единственный корабль в Военно-морском флоте, крупнейшее в России спасательное судно. По проекту 537 построили всего два корабля. Второй — «Эльбрус» — своё уже отработал: его списали в 1997 году.

На борту корабля есть кинозал или что-то подобное для развлечения экипажа?

Д. К.: «Алагез» не рассчитан на столь долгое пребывание в море, как, к примеру, корабль «Маршал Крылов». Телевизоры мы установили и показываем фильмы во время перехода в море, а переходы у нас короткие. Всё остальное время — работа. Мы же не развлекаться в море идем… (Улыбается).

Вы давно служите на этом корабле?

Д. К.: С 2009 года. Старпомом пришел, старпомом служу.

У вас есть какие-то особенные традиции или ритуалы?

Д. К.: У нас одна традиция: попасть на «Алагез» и служить здесь. (Смеется).

Может перед выходом в море надо что-то особенное сделать или не сделать?

Д. К.: Нет. У нас все бреются, стригутся… И даже в понедельник в море выходим, если нужно. (Улыбается).

То есть в приметы вы не верите?

Д. К.: Плохая примета — это верить в плохие приметы.

А вот у водолазов есть одно правило, которое они стараются соблюдать. У глубоководников не принято говорить: «Последний спуск», настоящий водолаз скажет: «Крайний спуск». Вот вам еще одна аналогия с космонавтами и авиаторами.

63

Кормят на «Алагезе» сытно и вкусно. По крайней мере, нам понравилось. :) А автор нескольких картин в столовой  1-й радиооператор Николай Баранов.

Кстати, водолазам положено усиленное питание, к примеру, увеличен мясной паек, балуют сгущенкой и соками.

64

65

66

67

«В носовом машинном отделении находятся два вспомогательных дизеля и два главных. Вспомогательные двигатели нужны, чтобы обеспечивать электропитание корабля, а главные двигатели передают крутящий момент, проще говоря, нужны для хода», — рассказывает начальник поисково-спасательной службы Дмитрий Гордеев.

Они дизельные?

Д. Г.: Да. «Алагез» — дизель-электроход.

68

69

А это ПЭЖ — пост энергетики и живучести. Отсюда идет управление судовой электростанцией и другими судовыми средствами: пожарными, водоотливными и прочими насосами, а также воздушными заслонками и вентиляторами. Команды поступают с ходового мостика.

70

«Дизеля вырабатывают электричество, а гребные электромоторы вращают винты, — поясняет механик по судовым системам Геннадий Легнёв. — Главный двигатель вырабатывает 5 тысяч мегаватт электроэнергии. Суммарная мощность двигателей — 22,5 тысячи мегаватт: можно половину Камчатки осветить. Правда, это будет дорого (Смеется)».

71

Энергоотсек корабля в моторном отделении защищен водонепроницаемыми переборками. Всего у «Алагеза» 12 отсеков и 11 переборок. Кормовая часть и носовая также водонепроницаемые.

72

Сейчас мы находимся ниже ватерлинии. Это туннель гребного вала, проще говоря, винтовая шахта. Её длина около 30 метров. Валы движутся в разные стороны. Если бы они крутились в одну сторону, пароход был бы неуправляемым: поворачивался бы сам по себе. Вес одного винта около 15 тонн, диаметр — 2,5 метра. Сам корабль от киля до мачт — высотой с 8-9 этажный дом. Об этом нам поведал Дмитрий Гордеев.

73

Заходим в помещение щитов электродвижения (ЩЭД). Отсюда идет управление скоростью корабля.

74

75

«Здесь набирается схема движения, которую задает командир, — рассказывает 4-й электромеханик Алексей Бабенко. — Режимов работы 18. Максимальная скорость — 22 узла. Обычно ходим от 10 до 15 узлов».

В шторм скорость сбрасываете?

А. Д.: В шторм мы ходим обычно со скоростью больше 10 узлов. Если меньше скорость, то нас начинает сильно качать.

76

77

Мимо кубриков идем в якорный отсек.

78

Мы в помещении кормового глубоководного якорного устройства. Якорь-цепь уложена в цепной ящик. Её длина около 350 метров.

79

А если корабль должен стать на якорь на глубине больше 350 метров?

Дмитрий Гордеев: Тогда мы используем специальный трос. Вообще «Алагез» может встать на якорь на глубинах до 2 километров. У нас четыре якоря: два носовых, два кормовых. Каждый из них весит 6 тонн. Если глубины большие, то к якорь-цепям мы пристыковываем тросы диаметром около 60 миллиметров. Длина каждого троса около 2 километров. Обычно корабли на глубинах свыше 500 метров на якорь встать не могут, а мы можем. (Улыбается).

80

У вас тут столько масла!

Д. Г.: Конечно! Чем, больше масла, тем лучше всё работает. Так и должно быть.

81

82

Как такой большой корабль могут удержать якоря весом по 6 тонн?

Д. Г.: Корабль держит не якорь, а плечо цепи, которое выложено якорями. Это закон физики. К примеру, чем короче корабль, тем меньше цепи надо вытравить. Чтобы «Алагез» в спокойную погоду держался на якоре, нужно вытравить 200-250 метров. Обычно вытравливать цепь приходится на 2-3 глубины. Еще нужно учитывать парусность судна… Много всяких премудростей в нашем деле. (Смеется).

83

84

Для нас экскурсия по спасательному судну «Алагез» была увлекательной. Всё-таки не каждый день знакомишься с настоящими водолазами-глубоководниками. И особенно приятно, что в большинстве своем это хорошие, душевные люди. Желаем вам, чтобы спуски на глубину были лишь учебными, оборудование никогда не подводило, надежного тыла и крепкого здоровья!

Если вас заинтересовал проект «Посторонним В» и в частности данный материал, поделитесь ссылкой с друзьями. Пусть как можно больше людей узнают об интересных местах Камчатки!

Текст: Олеся Сурина

Фото: Илья Лобов

Другие фоторепортажи проекта «Посторонним В»:

Предыдущая новость

Военнослужащие перекроют рекорд по количеству прыжков.



comments powered by Disqus