07:16Сб, 10 декабря 2016
8
6˚C
63.30
67.21

Информационное
агентство «Камчатка»

Автор:

Дмитрий Пюкке

Жак Пайе: будо французского айкидоки

25 июня 2015, 14:47

Фото: федерация айкидо Камчатского края

«Айкидо – это мой язык общения с окружающим миром. И я этим буду заниматься до последних минут своей жизни».

Жак Мартин Пайе, мастер международной федерации Ёсинкан айкидо, VII дан

Уважаемый читатель, мы отправляемся в мир боевого искусства айкидо. Ключевым моментом его рождения признано считать 1920 год, место — японский город Аябе, создатель – сэнсэй Морихэй Уэсиба. Японский мастер мечтал разработать боевое искусство, вобравшее в себя все достижения великих бойцов прошлого. Так появился новый термин в пантеоне фундаментальных бойцовских наук японских самураев в постсамурайскую эпоху – Айкидо: Ай – гармония, Ки – жизненная энергия, дыхание или сила, До – путь или дорога.

Айкидо – путь гармонии силы – единственное в мире боевое искусство, созданное исключительно для защиты, где в поединке обороняющийся использует силу своего противника. Подробнее об этом мы поговорим с учеником легендарного Годзо Сиоды, одним из ведущих инструкторов международной федерации Ёсинкан айкидо Японии, французом Жаком Пайе.

Всё началось в 1980 году, когда после срочной службы во французской армии 23-х летний Жак Пайе покинул Францию и отправился в Японию. Он начал заниматься айкидо в старом Хомбу Додзё в Мусаси-Коганэй. Но через месяц финансы иссякли, и он, поблагодарив своих наставников, сообщил, что должен вернуться домой за неимением средств к существованию.

Там Жак Пайе встретил Ясухису, сына знаменитого мастера Годзо Сиоды, и тот предложил Жаку встретиться со своим отцом. Во время аудиенции сэнсэй Сиода спросил Пайе: «Вы действительно прошли такой долгий путь сюда, чтобы научиться айкидо? Вы действительно любите айкидо?» «Конечно, – ответил француз. – Я люблю айкидо, и я приехал сюда, чтобы увидеть вас и тренироваться!» Тогда Сиода сказал: «Если Вы отважный человек, можете помочь с различными хозяйственными работами в додзе и тренироваться шесть часов в сутки каждый день, тогда я дам вам шанс, вы можете остаться бесплатно на три месяца».

В итоге Пайе остался в додзё у легендарного мастера на целых восемь лет. Теперь один из сильнейших мастеров международной федерации айкидо Ёсинкан, сихан VII дана. Жак Мартин Пайе имеет свои додзё на разных континентах мира и несёт людям силу, слово и философию популярного боевого искусства. Весной 2015 года французский мастер впервые посетил Дальний Восток и провёл цикл семинарских занятий на Камчатке.

Жака Пайе на полуостров пригласила федерация айкидо Камчатского края. Она получила официальный статус в декабре 2013 года. Фактически же айкидо на Камчатке сущёствует с конца 90-х годов прошлого столетия. Первое додзё айкидок здесь появилось в 1998 году. Спустя 15 лет камчатская федерация айкидо реформировалась. Сегодня она разделена на три дома стилей Айкикай, Ренсинкай и Ёсинкан. Школа Ёсинкан под названием Рёкусинкан, что в переводе с японского означает «Дом силы и правды», и стала инициатором столь интересного и полезного цикла семинарских занятий знаменитого мастера на Камчатке.

До встречи с Годзо Сиодой вы занимались и карате сётокан и дзю-дзюцу. Однако, по-настоящему ваше мировоззрение, ваш образ жизни изменились именно после встречи с японским мастером. Верно?

– Да, это так. Потому что когда я впервые увидел Годзо Сиоду, он был небольшого роста, маленький человек. Может быть всего лишь метр тридцать ростом и сорок пять килограммов весом. И тогда ему было около 65 лет. Я был впечатлён тем, что такой маленький и уже не молодой человек может контролировать тяжёлых увесистых учеников.

При этом он всё делал естественно. Не было впечатления, что он использует какую-то силу. Я был очень впечатлён и поэтому выбрал именно этот вид боевого искусства.

О чем вы хотели рассказать миру айкидо, создавая свою собственную школу?

- Моя основная идея – это никогда не проявлять агрессию, а использовать айкидо для объединения людей. Если вы хотите контролировать своего визави без причинения ему вреда, то при помощи айкидо вы можете этого легко достичь. Так же вы получаете удовольствие от самих тренировок и чувствуете себя вполне счастливым человеком. Вы используете технику не только для того, чтобы защититься от атаки. Напротив, вы используете свои знания и умения для того, чтобы развиваться и получать радость от занятий айкидо. Вот почему я был рад снова вернуться к сэнсэю Годзо Сиоде.

Месье Пайе вы с 2010 года практикуете в России. Как вы оцените потенциал российских спортсменов? Насколько способны и старательны ученики в российском айкидо?

– Я думаю, что этот уровень очень высокий. Русские вообще предрасположены заниматься боевыми искусствами, потому что им за всю свою историю очень много приходилось много сражаться. Отсюда и ваш повышенный интерес к единоборствам. Я так же думаю, что русским близка и понятна идея сильного духа айкидо. Впервые с того момента, как я впервые посетил Петербург и Москву четыре года назад, каждый раз приезжая в Россию я вижу как прогрессируют российские студенты в айкидо. Может быть русские прогрессируют быстрее чем японцы. Я это говорю не голословно, ведь у меня есть возможность наблюдать и сравнивать россиян и японцев. В японских традициях принято вариться в собственном соку и использовать только опыт своих учителей внутри страны, в то время как в России принято приглашать мастеров со всего мира для того, чтобы обмениваться опытом. И таким образом расширять свой кругозор в освоении техники айкидо.

У Вас есть своя успешная школа в префектуре Киото, есть своя сеть додзё в США и Великобритании. Возникала ли идея бросить зерно вашей школы ёсинкан айкидо в российскую землю?

– Да, я очень хотел бы принимать участие в развитии айкидо в России и помогать российским инструкторам. И помогая инструкторам в их развитии я и помогаю школам прогрессировать, потому что инструктора передают свои знания ученикам. Как минимум раз в год я выезжаю за границу из Японии, где сейчас проживаю в том числе и в Россию. И каждый раз я наблюдаю очень хороший прогресс у инструкторов. Важнейшей часть своей миссии в айкидо я считаю установление дружеских отношений среди занимающихся айкидо во всём мире. В том числе и в России.

Боевые единоборства должны служить объединению рас, национальностей и стран, нежели их отторгать друг от друга. Правильно?

– Да, это и является основной целью существования боевых искусств. В то же время нужно помнить о том, что для японцев боевые искусства – это часть будо. На самом деле термин «боевые искусства» – это всего лишь плохой перевод термина «будо». Термин «будо» дословно означает – «остановите бой». Таким образом, мы изучаем будо для того, чтобы остановить агрессию.

Именно поэтому иная трактовка термина «будо» звучит как – путь воина?

– Да, это безусловно так. Но  воин в современном понимании – это не тот боец, который прилагает усилия для того, чтобы убить кого-то. Это воин идущий своим путём. И здесь очень важна высокая мораль и душевная гармония воина. В этом и есть выполнение его миссии на Земле.

Сэнсей вы преподавали в Японии и специальные курсы самообороны для полицейских Сеншусей. Насколько они пригодны на практике в Японии и полезны ли будут для блюстителей порядка в России и других странах мира?

– Курс Сеншусей продолжается только один год. И, конечно, этого не достаточно чтобы стать, например, полностью подготовленным полицейским. Одновременно в течении этого года идут очень тяжёлые интенсивные тренировки. После завершения этого тренировочного года полицейские закаляют в первую очередь свой дух. И это хороший результат, потому что один год для изучение боевых техник – это слишком мало. Вот почему оканчивая курс сенчусей многие из них, укрепив душу и сознание, продолжают заниматься, например, традиционными для Японии кендо или карате. В течении пяти лет я преподавал в США и среди моих американских студентов было как раз много полицейских. С их слов айкидо часто им помогало в самых не простых ситуациях. Раньше при задержании преступников им приходилось использовать просто грубую силу, что не всегда приветствуется законом и журналистами. Было не мало критики в их адрес. В тоже время благодаря технике айкидо они получили возможность контролировать действия преступников при задержании без причинения вреда и нанесения им какого-либо ущерба вообще. В итоге и вы не пострадали и противник обезврежен без причинения ему каких-либо серьёзных увечий. Многие виды техник айкидо очень хорошо подходят для этого.

За мастерами айкидо очень интересно наблюдать со стороны. И все же меня не покидает любопытство – насколько эффективно айкидо в реальной битве?

– Это сложный вопрос на самом деле. Потому что основатель айкидо всегда говорил, что этот стиль не приемлет соревнований вообще. Есть только один стиль айкидо, который называется Томики-рю. В нём долгое время уже проводятся соревнования. Это трудно потому, что айкидо создано не для того, чтобы использовать его в каких-то боевых ситуациях. Это не система борьбы в нападении, это система крепкой и надёжной защиты. Но в тоже время, если ты хорошо понимаешь эти принципы в айкидо, то тебе не сложно их адаптировать и для боевых ситуаций. Это хорошее подспорье и полицейскому при задержании преступника, и спортсмену в его базисной подготовке, и вообще в любой жизненной ситуации, если этого она потребует.

Каковы основные принципы айкидо сихана Жака Мартина Пайе?

– Самый главный мой собственный принцип – это просто быть естественным. Мы не должны негативно реагировать на ту или иную ситуацию, не должны отвечать злобой на провокацию. Важно вести себя естественным образом. Наши учителя Морихэй Йосиба и Годзо Сиода всегда говорили, что мы исполняем свою технику даже тогда, когда просто идём по улице. Техника должна с лёгкостью обитать в наших мышцах. Для этого надо много работать над собой. Таким образом, и я стараюсь делать своё айкидо абсолютно естественным – что бы я ни делал, когда просто иду, выполняю простейшие вещи и даже сейчас, когда разговариваю с вами. В тоже время, когда вы попадаете в сложную конфликтную ситуацию, у вас всегда есть два варианта развития событий. Первый вариант – это проявление встречной агрессии к своему визави, а второй – когда вы можете предложить агрессору кружку пива. Это и есть принцип айкидо.

Или убежать?

- Да. Можно и убежать, но тогда очень быстро. (смеётся)

Говоря об айкидо нельзя не вспомнить об одном из самых знаменитых носителей философии этого боевого искусства в жизни и в кинематографе. Это Стивен Сигал. Читал отзывы известных мастеров о том, что он проповедует в айкидо и часто встречается такое мнение, что он, что называется, изобретает велосипед. На примере Сигала, на вашем примере, на примере многих мировых мастеров можно ли сказать, что айкидо продолжает прогрессировать? Или этот вид единоборства упёрся в потолок своего развития?

– Я думаю, что это две разные вещи – адепт айкидо и актёр. Во времена своей юности Стивен Сигал, когда он жил в Японии, был очень хороший айкидока. Но после того, как он уехал в Америку и начал свою деятельность в кинематографе, то изменил технику исполнения в сторону не столько практичности, сколько зрелищности. Так появилось киношное айкидо – более эффективный его показ на экране. Она успешно продаётся и она востребована в Голливуде. А практическое айкидо продолжает своё развитие и всё ещё обретает новые формы. Нет плохих или хороших стилей единоборств. Есть их хорошие или плохие исполнители. Хороший исполнитель развивает борьбу, плохой остаётся в тупике.

Явление Стивена Сигала – это нечто похожее на то, что делал  Брюс Ли в вин чунь кунфу и в кинематографе?

– Я думаю, что это тоже самое. Оба сильные мастера и самоотверженные актёры.

Сэнсей, какую цель Вы поставили перед собой на Вашем пути война и на каком этапе её достижения вы сейчас находитесь?

– Работая каждый день долгие годы я стараюсь хотя бы приблизится к уровню своего учителя Годзо Сиоды. А его уровень был невероятно высок. Это долгий и медленный путь на верх – шаг за шагом, в постоянной работе.

То есть в айкидо, как и в любом восточном боевом искусстве, нет предела совершенству?

– Конечно, у меня есть какие-то пределы, потому что я становлюсь старше и у мне всё труднее выполнять физические упражнения. Мои учителя сэнсей Йосиба и сэнсей Сиода тренировались до последних минут своей жизни. Вы должны всегда практиковать, даже когда ваше тело с возрастом слабеет, разум продолжает работать и вы становитесь сильнее. Айкидо – это оружие мира и дружбы. Это мой язык общения с окружающим миром. И я этим буду заниматься до последних минут своей жизни.

Жизнь Жака Пайе – это постоянный поиск. Поиск нового общения с ближним, поиск истины через искусство и философию айкидо. И если на каком-то этапе жизненного пути он что-то забыл или не смог сделать, то непременно вернётся и завершит свою миссию. Вот один из примеров. В течение пяти лет Жак Пайе оставался учи-деши (учеником) уГодзо Сиоды. В 1985 году он покинул додзё сэнсея и вернулся в Европу, где преподавал айкидо ёсинкан. Во время одного из семинаров Сиоды в Старом Свете Пайе понял, что поспешил с отъездом, уличив самого себя в не полной компетенции. Поэтому попросил своего сэнсея о возможности вернуться обратно в Японию, чтобы продолжить обучение. Таким образом, с 1989 года мастер Пайе вновь стал учи-деши основателя Ёсинкан Айкидо и оставался им на протяжении ещё четырёх лет. Жизнь в Японии у Жака Пайе была невероятно насыщенной. Таковой она остается и по сей день. Хорошее знание японского языка сделало француза переводчиком во время визита иностранных гостей в Японию, в том числе знаменитого визита боксера Майка Тайсона и его промоутера Дона Кинга. В 2000 году сэнсей Пайе открыл 2 школы Ёсинкан в Калифорнии. В 2005 в Киото и Осаке, где действует его собственное додзё Мугендзюку.За время своей деятельности в Хомбудодзё Айкидо Ёсинкан, сэнсей Пайе преподавал на курсах подготовки японской полиции Сеншусей. Отвечал за связь Международной Федерации Ёсинкан Айкидо с различными школами по всему миру. Был назначен техническим директором Федерации Айкидо Ёсинкан Великобритании. Совместно с Кристофером Джонстоном перевёл с японского на английский книгу ГодзоСиоды «Сюго: Гармония в конфронтации». И эти процессы в жизни мастера непрерывны и вполне закономерны. Он с покорностью ученика и выдержкой воина принял и впитал в себя японскую культуру и философию. Такой он человек – благородный, искренний и открытый. Это будо Жака Пайе и его картина мира. Он очень напоминает благородного рыцаря. Вернее, рыцарем современного мира он и является.

Дмитрий Пюкке 

Предыдущая новость

В составе сборной России камчатская спортсменка тренируется в Новогорске.



comments powered by Disqus