16+
чт 25 апреля, 01:35
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Лэмпворк: стеклянные шедевры, рожденные в огне
Сюжеты
9 февраля 2016, 09:30
0 6964

Кому дома может понадобиться баллон с пропаном и кислородный концентратор, как в реанимации? Или, например, множество стальных шпателей, пинцеты, щипцы и муфельная печь? Добавьте к этому набору газовую горелку и разноцветные стеклянные стержни и получите ответ: этот человек — лэмпворкер. Именно так называют мастеров, которые в пламени небольшой газовой горелки из стеклянных стержней создают различные изделия. А направление в искусстве, в котором работают такие мастера, носит название лэмпворк (от английских слов lamp — лампа и work — работа).

На Камчатке тех, кто знает о лэмпворке не понаслышке, немного. В мастерской одного из этих умельцев мы сегодня побываем и узнаем, как и с помощью чего создаются изделия из стекла. С искусством изготовления украшений в пламени огня нас познакомит Елена Гришко, которая увлекается лэмпворком уже более трех лет.

В 2012 году Елена случайно увидела в интернете фотографии необыкновенных бусин из цветного стекла. Они так запали ей в душу, что она начала изучать, сперва лишь в теории, как делаются такие украшения. Как только появилась возможность, Елена отправилась на обучение в Санкт-Петербург к известному мастеру лэмпворка Ирине Сергеевой. За несколько дней были приобретены базовые знания работы со стеклом и горелкой, а главное — эти знания были опробованы на практике под присмотром профессионала. Первые полгода по выражению Лены, она «работала на мусорку» — пробовала, училась на своих ошибках. Теперь она уже по праву может называться опытным мастером. Больше чем за три года она сделала множество изделий, но свои первые бусины хранит до сих пор.

В русском языке нет корректной адаптации английского слова «лэмпворк», а стеклодувами называют других мастеров, хоть и работают они с тем же материалом. Часто над изделиями стеклодувы трудятся в паре: один мастер вращает стеклянный стержень, другой — формирует из него объект. Материала здесь нужно гораздо больше, соответственно, и газовые горелки у стеклодувов мощнее. В этом ремесле требуется сила, поэтому большинство мастеров — мужчины. А лэмпворк, как говорит наша героиня, работа элегантная, женская. К тому же, название мастера — стеклодув — намекает на процесс наполнения стекла воздухом, в лэмпворке же основной метод работы это наплавление слоев материала друг на друга.

Для стеклодувных мастерских обычно требуется большое помещение, обязательно с мощной вытяжкой. Оборудовать такую мастерскую у себя дома, особенно, в стандартных российских квартирах, практически невозможно. А вот подготовить рабочее пространство для лэмпворка вполне реально. Камчатский мастер стекла и горелки, Елена Гришко, для работы переоборудовала балкон у себя дома. Точнее, подготовил помещение для нее отец: сделал отделку на балконе, сам изготовил металлический рабочий стол.

Вытяжка — один из самых важных элементов мастерской: когда цветное стекло нагревается, из него выделяются вещества, которые вдыхать в больших количествах не рекомендуется. «Вытяжку мне делала солидная фирма здесь, на Камчатке. Я списывалась с инженером, мы с ним вместе рассчитывали мощность оборудования исходя из объема помещения. В итоге она получилась даже немного сильнее, чем нужно — мне сказали, что эта фирма впервые делает вытяжку для такого маленького пространства», — рассказывает Елена.

Разглядывая мастерскую Елены, сложно поверить, что это уголок, где работает женщина. Первое, что бросается в глаза — большой баллон, от которого тянется шланг к закрепленной на столе горелке.

Под столом притаился загадочный агрегат — от него тоже к горелке прокинута трубка.

«В горелке, с которой я работаю, используется пропаново-кислородная смесь. Баллон с пропаном, который стоит у меня — композитный, безопасный. От него газ пропан поступает в горелку. Под столом — кислородный концентратор. Такие аппараты используются в реанимации для искусственной вентиляции легких пациентов. Аппарат из окружающего воздуха выделяет чистый кислород, необходимый для воспламенения и отправляет его к соплу горелки. Я открываю сопло, подношу к нему пламя зажигалки, и смесь газов воспламеняется. Дальше остается только подрегулировать интенсивность горения и вперед — работать!» — рассказывает Елена.

Над горелкой на штативе — защитный экран. В процессе работы стекло может лопнуть и «выстрелить», такой экран защитит от осколков глаза и лицо. Часто в работе лэмпворкеры используют специальные очки, но это уже дело вкуса. «Я попробовала работать в очках, но часто бывает, что нужно рассмотреть промежуточный результат работы, а для этого их надо снять. Но ведь у тебя в одной руке спица с бусиной, в другой — инструмент. Пока будешь откладывать инструмент, и снимать очки, бусина остынет и дело может пойти прахом», — делится Елена.

У защитного экрана есть еще одна важная функция: оно отсекает лишний спектр свечения пламени горелки. Если смотреть на бусину в огне, то само изделие почти не увидишь, а глядя через защитное стекло, рассмотришь и рисунок, и поймешь, как работать инструментом.

Мастерская Елены уставлена различными банками и стаканами, ощетинившимися множеством металлических спиц. Правильно, по-лэмпворкерски, их называть мандрели. Это один из основных инструментов мастера. Голубой состав, покрывающий часть спицы — специальный сепаратор, его наносят на металлический стержень перед использованием. Без него наплавленное на мандрель стекло прилипнет и навсегда останется на спице.

От диаметра сечения мандрели зависит диаметр отверстия будущей бусины. Такие спицы бывают и с конусовидными окончаниями — их используют для работы над кулонами. Бывают мандрели с площадкой на одном конце, с их помощью изготавливают кабошоны.

Вспомогательные инструменты, с которыми работает Елена Гришко, в основном приобретены в магазинах медицинского оборудования на Камчатке — стальные шпатели, пинцеты. Материал, из которого изготовлены инструменты, принципиален — к стали расплавленное стекло не прилипнет. Некоторые инструменты для Елены изготовил на заказ мастер Сергей Скрягин из города Радужный Владимирской области. Например, небольшой металлический цилиндр с ситечком на ручке— это сеялка. С ее помощью лэмпворкер наносит на горячее стекло порошковую глазурь–эмаль.

Внушительного вида щипцы были заказаны из Канады у коллег по стекольному делу, таким приспособлением Лена делает плоские бусины.

Еще один обитатель стола лэмпворкера — небольшая муфельная печь. Пока мастер работает, печь нагревается до 510 градусов по Цельсию. Потом готовые бусины укладываются в печь для остывания. «Когда я делаю бусину, то накладываю несколько слоев стекла. На некоторых изделиях рисунок может состоять из 15 слоев. После того, как первый слой уложен, он начинает остывать, но на него накладывается новый, а потом еще и еще. В итоге все эти слои держат разную температуру и из-за этого есть риск, что готовая бусина, на которую потрачено столько времени и старания, просто-напросто лопнет. Печь запрограммирована на поддержание достаточно высокой температуры бусин, постепенно выравнивая температуру слоев, медленно в течении 6-7 часов снижает температуру до комнатной. Некоторые мастера для остывания кладут бусины на минеральное одеяло, используя отложенный отжиг, но печь гораздо более надежный способ», — делится опытом Елена.

Минеральное одеяло, на котором могут отдыхать и остывать бусины.

Наконец, самое главное. То, что придает мастерской слегка волшебный вид — играющее солнечными бликами разноцветное стекло. Его у Елены великое множество. Стеклянные стержни разной толщины тонко позвякивают, когда мастер начинает доставать их и показывать один за другим. Оказывается, стекло различается не только по цвету, но и по мягкости. У этого материала разный коэффициент плавления: чем выше цифра, обозначающая коэффициент, тем стекло мягче, чем ниже, тем, соответственно, тверже.

«Соединять твердое и мягкое стекло в одном изделии не стоит, оно в этом случае обязательно лопнет, — говорит Елена. — Я работаю с мягким стеклом, но с ним нужна сноровка — чуть отвлечешься и уже рисунок уплыл. А вот твердое стекло менее капризное. Я бы даже посоветовала новичкам работать именно с ним».

Елена использует в работе стекло с завода на итальянском острове Мурано, знаменитым множеством стеклодувных мастерских. Существует масса сортов стекла для лэмпворка Cim, Lauscha, Reinchenbah, Kugler, Ornela, Double Helix. Камчатская мастерица говорит, что итальянское стекло Moretti Effetre на ее взгляд, самое оптимальное по соотношению цена — качество. Среди стран, изготавливающих стекло для лэмпворка — Германия, Чехия, Соединенные Штаты, Китай. Причем, китайское стекло Cim — весьма дорогое и очень красивое — не уступает по качеству материалу из других стран.

Для достижения различных декоративных эффектов мастера лэмпворка добавляют в стекло самые разные материалы. Например, тончайшие листы серебра, меди, золота, платины.

Красивые эффекты можно создать и при помощи медной проволоки или сетки.

Специально подготовленную цветную стеклянную крошку, называемую фритами, используют для создания текстурной поверхности или рисунка.

Для декора поверхности изделий и создания фактуры мастер использует тонкие стеклянные палочки — стрингеры (от английского слова «string» — струна). Немного позже Елена покажет, как они создаются.

Фрагменты стеклянных стержней с рисунком на срезе зовутся мурины. Такие можно приобрести в магазинах для лэмпворкеров, но Елена уже научилась делать их сама.

Рассмотрев инструменты и материалы, изучив все уголки мастерской, просим Елену показать, как в пламени горелки рождаются стеклянные бусины.

Процесс изготовления бусин на горелке завораживает и умиротворяет. Елена включает кислородный концентратор и он начинает «дышать» — собирая воздух, выделяет из него кислород и отправляет в горелку. При этом аппарат издает звук, напоминающий дыхание большого спящего животного. Вскоре Елена зажигает горелку и к дыханию концентратора присоединяется ровное шипение пламени горелки.

Первая бусина, которую сделает Лена, будет с текстурной поверхностью, напоминающей сахар. Сперва мастер нагревает в пламени горелки стеклянный стержень, дожидаясь, когда материал начнет плавиться.

Дальше в ход идет заранее покрытая сепаратором мандрель. На спицу наносится, точнее сказать, наматывается, расплавленное стекло.

В процессе Елена подправляет форму бусины стальным шпателем, следит, чтобы бока изделия не скривились.

Когда желаемая форма достигнута, раскаленная бусина опускается в стеклянную крошку.

Частички холодного стекла сразу прилипают к горячей поверхности. И тут же бусина снова отправляется в огонь, чтобы фриты приплавились к округлым бокам изделия.

Все происходит очень быстро и четко, времени на то, чтобы отвлекаться нет — иначе изделие начнет остывать раньше времени. Когда работа завершена, бусина прямо на мандрели отправляется в муфельную печь, где дождется своих стеклянных сородичей для остывания. После того, как изделие отдохнет в печи, его можно снять со спицы и в компании таких же бусин нанизать на шнурок и сделать браслет или бусы.

Теперь черед еще одной бусины — с цветными разводами и стеклянными каплями. Елена нагревает стеклянный стержень и пинцетом вытягивает из него стрингер — он пригодится, чтобы создать рисунок и нанести капли на поверхность бусины.

Дальше идет уже знакомый нам процесс наматывания расплавленного стекла на мандрель.

В дело снова идут фриты, их Лена заранее подготовила — выложила на графитовой площадке, к которой, как и к стали, не липнет горячее стекло.

Раскаленная бусина прокатывается по фритам и возвращается в пламя горелки. Если первую бусину Лена подержала в огне недолго, чтобы не потерять шероховатость поверхности, то сейчас изделие задерживается в огне подольше — нужно чтобы фриты расплавились и растеклись по бокам бусины.

На следующем этапе наступает очередь стрингера. Мастер погружает его в мягкую поверхность бусины и прокручивает. Вместе с ним закручиваются и разводы фритов, создавая цветные завихрения. Стрингерами другого цвета Елена наносит на бока бусины небольшие капли и отправляет ее в печь для выравнивания температуры слоев и последующего остывания.

Такие бусины Елена делает быстро и уверенно. У нее в запасе уже множество хорошо отработанных приемов работы со стеклом. Теперь, спустя более трех лет увлечения лэмпворком, ей подвластны и сложные формы.

Лэмпворк — достаточно дорогое хобби, но для влюбленных в это искусство, как и любое другое, цена материалов и оборудования — вопрос вторичный. Мало что может сравниться с удовольствием от создания удивительных творений. Возможности работы со стеклом и пламенем обширны, а для исследования горизонтов лэмпворка понадобится множество лет, наполненных открытиями.

Текст: Алина Логинова

Фото: Алина Логинова, Елена Гришко

Поделиться в соцсетях

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором