16+
вт 19 марта, 14:44
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Марина Суббота: «Власть и бизнес на Камчатке больше не по разные стороны баррикад»
Сюжеты
22 июня 2018, 09:51
0 13567

Что развитие бизнеса дает простым жителям Камчатки, куда лучше всего вложить деньги на полуострове, как при этом получить поддержку Правительства края, почему власть и бизнес предпочитают не конфликтовать и работать вместе, что такое Инвестиционный совет и как региону удалось подняться на 32-е место Национального рейтинга состояния инвестиционного климата? С этими вопросами корреспондент информационного агентства «Камчатка» пришла к заместителю Председателя Правительства Камчатского края Марине Субботе.

Марина Анатольевна, давайте сначала разберемся с инвестициями. Что это такое?

Инвестиции – это работающие деньги. Средства можно заработать, потратить и больше ничего не иметь. А если их правильно вложить, они приносят доход, и тогда на этот доход можно жить гораздо дольше и лучше. Для Камчатки работающие деньги – это, фактически, улучшение качества жизни населения. Это создание новых рабочих мест, со средним и выше среднего уровнем заработной платы. Практика показывает, когда в регионе развивается бизнес, при правильном взаимодействии с властью, начинается комплексное развитие новых земель, прокладка дорог, улучшение социальной сферы, благоустройство территорий, появление новых культурных, спортивных и рекреационных объектов. Для нас важно, чтобы все это было у каждого жителя Камчатского края.

Кроме того, освоение инвестиций – это налоги. В Камчатском крае долгое время собственная налоговая база была на низком уровне, практически не росла, теперь этот рост есть.

Как привлечь инвесторов, чтобы они вложили деньги именно в наш регион?

Им нужно создавать привлекательные условия. Сейчас на Камчатке есть два таких экономических режима – территория опережающего развития «Камчатка» и «Свободный порт Владивосток», но они появились не так давно. А о том, чтобы привлечь инвесторов, мы задумались гораздо раньше. Был такой момент, когда стало ясно, что развивать Камчатку власть должна не одна, а совместно с бизнесом.

Поэтому мы должны были дать понять бизнесу, что готовы помогать. Такая поддержка, кстати, на самом деле, метод государственного регулирования. Когда мы создаем привлекательные льготные условия в тех или иных отраслях, мы показываем, что для нас важно и во что инвестору выгодно будет выложить средства. Например, мы говорим, что Камчатке необходима продовольственная независимость. Как это сделать? Были определены преференции для бизнеса и вот мы с вами получили свиноводческие комплексы, охлаждённое мясо бройлеров, сегодня у нас стоит задача построить тепличный комплекс. Эта отрасль остаётся приоритетной, от нас идут субсидии, от бизнеса инвестиции.

Если говорить о туризме, и это тоже приоритет, то мы перестраиваем меры поддержки, регулируем их. Понятно, что в рыбной отрасли наиболее важные решения были приняты на государственном уровне, когда за предприятиями закрепили квоты и участки на много лет. Тогда бизнес поверил, вложился в долгосрочные проекты, на полуострове началось строительство перерабатывающих предприятий. Сейчас на Камчатке самые крупные и самые современные рыбоперерабатывающие заводы не только на Дальнем Востоке, но и в России. Мы оказываем лишь поддержку в субсидировании кредитов, например, при строительстве судов.

Как родилась идея создания Инвестиционного совета в Камчатском крае, кто в него входит?

Нам было необходимо организовать площадку, куда бы пришел бизнес для обсуждения проблем. И в 2007 году губернатором было принято решение о создании Инвестиционного совета. Конечно, с тех пор инвестсовет не раз трансформировался, менялся его состав, но его идея осталась простой и ясной – это коллегиальный орган, где можно было рассказать о проблемах реализации проектов, обсудить новые инвестпроекты и принять общие решения бизнеса и власти. Бывает, что отчитываются министры, бывает, что и бизнесмены-отраслевики, на инвестсовете они равны. Каждый из членов совета имеет право высказаться, у бизнеса и представителей власти одинаково весомые голоса, мы проводим абсолютно открытое голосование по всем вопросам. Возглавляет Совет Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

Как работает Инвестиционный совет?

На Совет выносятся проекты уже готовые к обсуждению. Для этого с ними заранее работает рабочая группа. Такие рабочие группы созданы у нас по основным отраслям: рыбная промышленность, горнорудная, энергетика, ЖКХ, сельское хозяйство, туристический сектор и так далее. В каждой группе два руководителя – один профильный министр, второй представляет отраслевой бизнес.

Сейчас на Камчатке создана система «одного окна», через которую инвестор, зайдя в интернет, подает свою заявку. Это заявка попадает в отраслевой орган, он ее рассматривает, начинает работать с проектом, выносит на отраслевую группу. Если возникают спорные вопросы, то они выносятся на межведомственную рабочую группу. Когда уже на отраслевой группе проект доработан и принято положительное решение, проект выносится на инвестсовет. Процедура максимально прозрачна.

Кроме того, на инвестсоветах мы рассматриваем отчеты отраслевых групп. Почему? Вначале не все включились в работу. Было и такое, что говорили: «у нас не проводилось заседание, у нас нет проблем». Такого не бывает. Если не зашел новый инвестпроект, значит можно рассматривать какие-то другие отраслевые проблемы, рассматривать реализацию госпрограмм – эффективно ли они работают, как создать лучшие условия. Сейчас все проходит стабильно, смотрим, какой объем инвестиций идет в ту или иную отрасль, выполняются ли намеченные показатели.

Чаще всего вопросы возникают с банками. Так, на последнем заседании мы рассматривали отчеты о реализации приоритетных проектов – почему идут задержки. Оказалось, что банки затягивают, не спешат выдавать транши. Когда поступает такой сигнал, от Правительства края готовится письмо в банк, где мы разъясняем важность и необходимость проекта, и вопросы решаются.

Не кажется ли вам, что это слишком сложная схема?

Бизнес сам сказал, что так надо. А вот банки предлагали запускать проекты через них, но мы на такой вариант не пошли, слишком велик риск, что на длительном этапе получения кредита проект может просто умереть. Сейчас процедура прозрачная и, когда проект проходит отраслевую группу и выносится на Инвестиционный совет, уже на многие вопросы есть ответы и можно принимать взвешенные решения.

Что нужно сделать инвестору, чтобы его заметили и пригласили на совет?

Подать заявку и начать работать с отраслевой рабочей группой. Это самый обычный и простой путь. Когда у инвесторов возникают такие проблемы, с которыми не могут разобраться на отраслевом уровне, то можно обратиться к губернатору с просьбой рассмотреть вопрос на Инвестиционном совете. Хотя такое у нас бывает очень редко, все обычно решается еще в группах.

А прийти на Инвестиционный совет может любой человек. У нас публично объявляется, когда пройдет очередной инвестсовет, это не закрытое заседание. Если у посетителя есть вопрос по существу дела, то ему могут дать слово и выслушать.

На Инвестиционном совете голосуют за присвоение проектам специальных статусов, подразумевающих поддержку Правительства края. Что это за статусы?

Если проекты соответствуют параметрам, они важны для развития экономики края, то мы принимаем решения о присвоении статуса. Всего их три – статус сопровождения, масштабный проект и особо значимый проект. Их мы ввели еще тогда, когда на Камчатке не было особых экономических режимов.

Когда проект еще не сформирован, инвестор не знает куда идти и что конкретно нужно делать, мы присваиваем его проекту статус сопровождения. Назначается куратор от отраслевого министерства, который помогает решать все возникающие вопросы. Необходимо сформировать бизнес-план – работает с Корпорацией развития Камчатского края, необходимо выделить земельный участок – приглашается представитель муниципалитета, с ним решается этот вопрос.

После формирования бизнес-плана этот же проект может претендовать на масштабный или особо значимый. Если он подходит по параметрам приоритетности и соответствия стратегии, а так же по объему инвестиции (по разным отраслям этот объем разный), и все проблемы проекта – это получение земельного участка, он может претендовать на статус масштабного. Этот статус позволяет получить землю, минуя конкурсные процедуры.

Проект, который получает статус особо значимого, имеет право на финансовую поддержку, субсидирование процентной ставки, льготы по налогу на имущество, на прибыль. Конечно, бизнес-план должен быть прозрачным и инвестор нам постоянно отчитывается.

Первым мы ввели статус особо значимого проекта. Через этот статус прошли многие предприятия, например, свинокомплекс в Сокочах. Тогда, кстати, многие говорили, что в сельском хозяйстве очень низкая бюджетная эффективность, но время все расставило на места. Проект реализован и успешно работает, сейчас ему особый статус уже не нужен. Чуть позже мы ввели статус сопровождения, потому что некоторым проектам не нужна была финансовая поддержка, а необходимы были отраслевые кураторы, которые сопровождают проект, смотрят, как вовремя проходят все процедуры, помогают в решении административных проблем. Затем уже появился статус масштабного проекта.

Появление территории опережающего развития «Камчатка» и режима «Свободного порта Владивосток» – как это изменило инвестиционную политику в крае?

Надо отдать должное Минвостокразвития, там изучили опыт развития азиатско-тихоокеанского региона и объединили всё лучше. Мы бы сами не смогли это сделать, ведь в этих экономических режимах есть мощная составляющая налоговых льгот. Нам, как дотационному региону, такие льготы ввести никто бы не дал. Раньше, когда мы вводили особо значимые проекты, то выцарапывали преференции буквально по крупинке. А ребята все продумали, обосновали, и это заработало на Дальнем Востоке.

Посмотрите ТОРы в других регионах – их немного и они небольшие по площади. Мы доказали уникальность Камчатки, и нам разрешили существенно расширить территорию, сделать такой громадный ТОР. Таким образом, у инвесторов появился большой выбор мест для размещения своих объектов и налоговые льготы, которые нам уже никто не запрещал, нас уже заставляли их давать.

К тому же в ТОР, в отличие от режима «Свободный порт Владивосток» создание инфраструктуры идет за счет бюджетных средств. Для нас это было архиважно, потому на это нужны огромные деньги. У того же Камчатскэнерго что ни спросишь, все миллиард рублей стоит, там подстанция или в другом месте. А теперь у нас появилась возможность разделить эти траты с федеральным бюджетом пополам.

Например, в Паратунской зоне никогда не было очистных сооружений. Из-за этого территорию нельзя было развивать. И вот мы совместно вкладываемся в очистные сооружения и ведем с Верхне-Паратунского месторождения горячую воду температурой в 90 градусов Цельсия в основную агломерацию. И поскольку это всё-таки длительное строительство, то инвесторов там пока поменьше, чем в Озерках.

В чем главные отличия экономического режима «Свободный порт Владивосток» от ТОР «Камчатка»?

Если нет инфраструктуры, и ее нужно строить – дороги, электричество, вода и проч. – это ТОР. Если инвестору инфраструктура не нужна, если все уже на участке есть, это «Свободный порт Владивосток». Например, когда «Терминал Сероглазка» зашел на участок, там уже все было. Ему не было смысла регистрироваться по ТОРу. Сейчас предприятию нужно гораздо больше электроэнергии, так как на его территории строятся большие рефрижераторные склады, инвестор готов работать с энергетиками за свой счет.

Оправдались ли ваши ожидания по привлечению инвесторов?

Помню, когда мы всё это начинали, думали, придет ли когда-нибудь время, когда мы будем «отбиваться» от инвесторов... И вот оно пришло. Сводки о новых инвесторах и свидетельства о присвоении статуса резидента приходят постоянно. Когда встречаемся с коллегами из других регионов, меня часто спрашивают про резидентов: «Откуда вы их берете?» А мы только в начале бегали, уговаривали, а теперь это не требуется.

Все меняется очень быстро. Сейчас зашла с проектом аэропортового комплекса компания «Аэропорты регионов» и к 2021 году у нас на Камчатке появится современный аэропорт. В мае они стали резидентами ТОР «Камчатка». Ведущая энергетическая компания Индии «Tata Power» готова вложить около 600 млн долларов в освоение Крутогоровского месторождения каменного угля в Соболевском районе. И это только два примера.

Очень приятно, что среди инвесторов есть и камчатские. Люди заработали здесь деньги, например, на рыбе, и вкладываются в эту же территорию. Это нормально и радует.

В конце 2017 года мы расширили границы ТОР с Петропавловска и Елизовского района еще на 7 муниципальных образований региона. Это Быстринский, Карагинский, Олюторский, Соболевский, Тигильский, Усть-Большерецкий и Усть-Камчатский муниципальные районы, в особый экономический режим территории опережающего развития там дополнительно включены 14 кадастровых кварталов и 27 земельных участков.

Вот и в Паратунской зоне, в ТРК «Паратунка», очень хорошие перспективы, и все что пока сдерживает инвесторов – это ожидание окончания строительства водоочистных сооружений и проводки термальной воды с Верхне-Паратунского месторождения. Я думаю, там много проектов вырастут, включая и те, которые мы даже не планировали. Пока наш якорный резидент – это «Алые паруса» и вся территория вокруг него. По примерному проекту планировки там 7 участков. Направление туристическое, рекреационное…

Что помимо налоговых отчислений и рабочих мест новые предприятия дают камчатцам?

Территории развиваются, появляются новые дороги, места отдыха, растет уровень жизни, и все это было бы невозможно, если бы Камчатка оставалась закрытой. Еще очень важный эффект – это конкуренция между предприятиями, что отражается на ценах.

Возьмем камчатские свиноводческие хозяйства. Одно предприятие просит за свою продукцию 500 рублей, второе за такую же – в 700, и вынужден снижать. Могли бы мы еще несколько лет назад представить, что с Камчатки на Чукотку будут самолётом отравлять каждую неделю по 200 кг колбасы, потому что она из свежего натурального мяса и пользуется там большой популярностью?

В этом году Камчатский край занял 32 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Наряду с еще двумя регионами Дальнего Востока мы совершили рекордный подъем. Но почему это такой важный показатель? Как и кем составляется рейтинг?

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата составляет Агентство стратегических инициатив. В нем оцениваются усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляются лучшие практики.

Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Тогда мы приняли в нем участие впервые. Так как еще нельзя было учитывать динамику показателей, мы заняли 32 место. Было всё хорошо, мы продолжили работать, не сбавляя темпов. На следующий год мы заняли 57 место. Провалились по ряду показателей, в том числе и по работе нашего Инвестиционного совета, хотя он признавался лучшей практикой.

Стали выяснять, в чем причина провала. Основная часть показателей рейтинга – это оценка бизнеса, сплошное анкетирование. Опрос проводит ВЦИОМ, звонят людям по телефону, не учитывая часовые пояса, зачастую в 2-3 часа ночи. Это, конечно, раздражало. Потом выяснили, что часть вопросов задаются предпринимателям, которые просто не могут знать ответа на них. Так, например, вопросы про инвестсовет задаются предпринимателям, которые работают в сфере торговли и никогда не участвовали в его заседаниях. «Вы вносили инициативы в инвестсовет? – Нет», «Была ли ваша инициатива рассмотрена на инвестсовете? – Нет».

К тому же у ВЦИОМа должна быть репрезентативная выборка, а набрать достаточное количество подходящих респондентов по некоторым показателям на Камчатке не так просто. Вот, например, они должны собрать информацию по выдаче разрешений на строительство. Для всей страны условия одинаковые – опрашиваются руководители предприятий, которые возводят жилые дома выше пяти этажей. У нас таких компаний четыре. Для специалистов ВЦИОМ это слишком маленькая выборка. И поэтому мнения камчатских строителей не учитывались, опуская рейтинг еще ниже.

Небольшая часть показателей рейтинга – это статистика, например количество субъектов малого и среднего предпринимательства, инвестиции… После 57 места мы разбирались, объясняли, разъясняли, приехали в третий раз на оглашение рейтинга, и заняли 68 место. Сказать, что мы расстроились, это ничего не сказать.Столько сделано, а по факту будто бы и ничего.

Какие выводы вы сделали из этой ситуации?

В какой-то момент мы этот рейтинг возненавидели, а потом поняли, что это, прежде всего, стимул собрать нас всех вместе, объединить и понять, что грести нужно всем вместе и в одну сторону. Ведь не только Агентство по инвестициям отвечает за инвестиционный блок, учитывается также работа энергетиков, дорожников, кадастровых органов и муниципалитетов. А мы гребли одни. Да еще мало уделяли внимания информированию бизнеса о происходящих переменах.

В этом году мы провели уже два бизнес-форума, вышли на прямой диалог с бизнесом. Раньше, когда встречались редко, было много недопониманий, обвинений, а теперь мы в постоянном диалоге и слышим друг друга. Когда мы начинали, власть и бизнес были по разные стороны баррикад. Сегодня нет. Бизнесмены понимают, что в любой момент могут попасть на прием, с любой проблемой прийти. И говорят уже – давайте бал проведем в честь Дня предпринимателя, давайте пригласим экспертов, которые нас научат, как правильно решать вопросы, расскажут, как меняются законы, законодательство… Ездим вместе на экономические форумы, они ходят по своим секциям, мы по своим, а потом все вместе обсуждаем и тут же приходят новые идеи, что еще можно сделать на Камчатке.

То есть у нас уже отношения совершенно другие, и в этом есть заслуга Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Ведь он не столько инвестклимат показывает, сколько единение региональной команды и бизнеса. Команда работает, бизнес оценивает.

И вот в 2018 году Камчатский край занял 32 место, мы поднялись на 36 пунктов. Камчатка вторая по темпам роста после Сахалина, хотя по месту Сахалин все равно ниже нас, впереди Хабаровск, он вошел в двадцатку – они в прошлом году рванули хорошо. Надо отметить, что сегодня разница между регионами очень маленькая, иногда даже доходит до десятых балла.

Что нужно сделать, чтобы подняться еще выше?

Специалисты Агентства стратегических инициатив приезжали на Камчатку и говорили нам: «Вы большие молодцы, мы только что были в другом регионе – там много денег и никакой инициативы, у вас денег мало, а вы работаете во всю». Так что планируем работать еще активнее, у нас поставлена задача к следующему году попасть в тридцатку, а к 2020 году и в двадцатку рейтинга.

И напоследок. Я к вам пришла с миллиардом долларов. Куда посоветуете вложить?

Именно миллиард? Сегодня я бы предложила вам тепличный комплекс построить. Очень хочется, создать конкуренцию в производстве овощей. Второе – это ТРК «Паратунка», нужно чтобы там появился хороший гостиничный комплекс. Не высотка, как в Петропавловске, а красивый уютный комплекс с лесом, где можно погулять, с велодорожками, а место прекрасное – и вулкан Горелый недалеко и аэропорт. И, если еще останутся средства, Камчатке необходим большой концертный зал. Сейчас такого места не хватает, и к нам обращаются с такой просьбой бизнесмены, которые возят сюда исполнителей.

Теплицы, гостиницу с велодорожками и концертный зал? Договорились!

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором