16+
чт 25 апреля, 06:23
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Столярное искусство: трансформации древесины
Сюжеты
30 мая 2016, 10:27
0 11623

Древесина – материал с характером. Попытки укротить ее и изготовить из нее предмет интерьера могут привести к неожиданным результатам. В процессе работы древесина покажет своенравный характер — искривятся годовые кольца, обнажится дефект, побежит неожиданная трещина — и мастеру приходится на ходу менять план и подстраиваться под условия, которые диктует дерево. Тем не менее, из рук столяров выходят невероятные вещи — мастерам удается укротить непокорный материал.

Сегодня мы познакомимся с камчатскими укротителями древесины из мастерской DEREWOOD — Алексеем Федоровым и Николаем Свешниковым. Алексей, основатель мастерской, расскажет о столярном искусстве и покажет, какие превращения происходят с материалом прежде, чем он станет изделием.

 86.jpg

Так как день в разгаре, Николай в это время будет работать над заказом, его мы постараемся не отвлекать.

 13.jpg

Корреспондент: Алексей, я знаю, что раньше вы занимались резьбой по дереву, изготавливали сувенирную продукцию на камчатскую тематику. Как произошел переход от малых скульптурных форм к предметам интерьера?

Алексей Федоров: Когда я познакомился с резьбой по дереву, я уже жил во Владивостоке, но каждое лето приезжал на малую родину — Камчатка не отпускала меня. В одну из таких поездок я попал в мастерскую к ребятам, которые занимались изготовлением сувениров из дерева. Я тоже попробовал себя в этом деле, и решил остаться на Камчатке и заняться резьбой. Делал чаще не традиционные камчатские сувениры — кутхов и пеликенов, а антропоморфные скульптуры — медведей с почти человеческими пропорциями, людей коренных камчатских народностей. Около 12 лет я занимался резьбой, прерываясь на поездки в Европу, где работал инструктором по горным лыжам и сноуборду. А потом был бар «Гости» — там я опробовал свои силы в изготовлении мебели и оформлении интерьера деревом. Все, что есть в том баре из дерева, делал я. Сейчас мы с Колей частенько изготавливаем для торговых точек оборудование и мебель из дерева. Но каждый заказ настолько индивидуален, что я даже затрудняюсь дать четкое определение тому, чем именно мы занимаемся.

Николай Свешников: Мы занимаемся тем, что по максимуму насыщаем интерьер деревом.

Алексей: Работаем с деревом в разных направлениях — от мебели до скульптуры и небольших интерьерных вещей — игрушечные домики, рамки, шкатулки.

столяры 2.jpg

столяры 8.jpg

стул.jpg

Корреспондент: Можете назвать свою самую необычную работу?

Алексей: Несколько лет назад довелось воплотить интересный проект — скульптурную композицию из 41 деревянного лосося. Это был объект, созданный при поддержке администрации Петропавловска. Мы с руководителями лофта «Парк культуры» устроили мозговой штурм и придумали такую композицию: на основе из нескольких деревянных брусьев — арматурины с закрепленными на них рыбами. Арт-объект был мобильным: его можно было собрать в любой точке города. Каждые день-два лососи переезжали на новое людное место Петропавловска. Любой человек, который видел этот арт-объект, мог вложить в него какой-то свой смысл.

лососи.jpg

Пара лососей хранится в мастерской на память о проекте.

 7.jpg

На полках мастерской можно увидеть те работы ребят, которые прижились здесь — шкатулки, сервировочные доски, рамки. Возможно, они будут подарены друзьям, но пока являются безмолвными наблюдателями работы столяров.

 15.jpg

Работа мастера с деревом начинается с выбора подходящего под задачу материала. «Во-первых, я смотрю на качество древесины, отмечаю имеющиеся дефекты, по рисунку выбираю, какая сторона доски станет лицевой частью изделия. Я уже много лет работаю с деревом, и оно для меня, как открытая книга. Глядя на материал, я могу спрогнозировать, как он себя поведет при сушке. Например, знаю, что могут выгнуться годовые кольца, и поверхность доски нужно будет выравнивать. Но неожиданности все-таки случаются, нужно быть к ним готовым», — рассказывает Алексей.

35.jpg

Корреспондент: А как вы относитесь к изъянам в материале?

Алексей: Если есть дефект в древесине, его нужно либо прятать, либо акцентировать, обыгрывать. Какие-то выпавшие сучки даже выигрышно смотрятся. К тому же, они — подтверждение того, что материал натуральный: в том же ДСП таких выпавших сучков никогда не будет.

23.jpg

Под потолком мастерской закреплены доски — здесь они сушатся естественным путем.

22.jpg

«Есть разные способы сушки дерева в условиях небольших мастерских: с помощью солнечного света, электричества, пара. У пара высокая температура — он разогревает древесину, раскрывает ее поры. Не смотря на то, что пар это другое агрегатное состояние воды, он способен выгонять из дерева лишнюю влагу. В условиях небольших мастерских дерево сушат и в специальных сушильных шкафах, на это может уйти пара недель. После каждого способа сушки у материала получается разная мягкость. Но эту разницу почувствует только опытный мастер, — рассказывает Алексей. — В столярном деле есть определенные нормативы: влажность дерева должна быть 6-8%. Для того, чтобы это измерить есть специальные влагомеры».

Корреспондент: Печка у вас в мастерской не только для того, чтобы не замерзнуть, но и чтобы поддерживать определенную температуру в помещении для сушки дерева?

Алексей: Нет, температура важна скорее для лакировки изделий. Днем хорошенько протапливаем помещение, чтобы ночью оно долго остывало, и лак успел хорошо «встать», то есть полимеризоваться.

57.jpg

Корреспондент: А вы как сушите дерево для работ?

Алексей: Сушим просто в помещении мастерской. Также для своих работ мы используем готовый мебельный щит — он уже высушен и готов к работе. Этот щит представляет собой полотно, состоящее из плотно склеенных фрагментов дерева.

 20.jpg

Корреспондент: Алексей, часто от творческих людей слышу, что они получили образование, например, юриста, проработали несколько лет, но ушли с головой в творчество и превратили его в свою работу. Ваша история похожа?

Алексей: Не совсем. Образование я получил во Владивостоке, учился во Владивостокской государственной академии экономики и сервиса по специальности «промышленный дизайн». Там прекрасные и сильные преподаватели, я им очень благодарен. То есть и мое образование и работа связаны с творчеством. А вообще, что касается именно столярного дела, то можно сказать, что мое образование в этой области началось еще в детстве: мой папа — деревянных дел мастер. Так что я с детства наблюдал за его работой. И я всегда видел в столярничестве больше смысл, чем заработок. В первую очередь это созидание, а уже потом — деньги.

24.jpg

Корреспондент: Вы работаете сам на себя, вам никто не навязывает режим работы, нет четкой необходимости приходить к девяти и уходить в пять. Как складывается ваш рабочий день?

Алексей: Обычно я приезжаю в мастерскую к полудню и работаю чаще всего до полуночи, получается двенадцатичасовой рабочий день. Но не все время занимает непосредственно труд. Иногда можно долго настраиваться на работу, обдумывать нюансы, а потом поймать попутный ветер и сделать все «за пять секунд».

Корреспондент: Работа влияет на здоровье? Спина, например, не болит?

Алексей: Не замечал такого. Вообще, стоячая работа полезнее, чем сидячая. Вот когда я купил машину и стал больше на ней передвигаться, то от этого спина стала уставать. А раньше я по десять километров в день пешком проходил, отсутствие этой динамики только и влияет на спину. А так все нормально.

33.jpg

Корреспондент: Какие правила безопасности нужно соблюдать в столярном искусстве?

Алексей: Не работать под напряжением. При работе на станках не отвлекаться, чтобы не получить травму — это обязательно. Еще очень важно, чтобы в мастерской было хорошее освещение, иначе будут уставать глаза и портиться зрение. При работе с лакокрасочными материалами обязателен респиратор, чтобы защитить легкие. Специальные очки помогают мастеру защитить глаза от летящей из станков стружки. Когда трудимся на шумных станках, одеваем наушники.

 29.jpg

«А вот эти очки хорошо защищают глаза при работе с металлом», — добавляет Алексей.

 77.jpg

Для окраски дерева мастера используют различные материалы, но признаются, что больше любят экологичные, например, льняное масло. А вот этот элемент «покрасили» огнем. «Эта старинная японская технология называется «шу суги бан» (shou sugi ban). Ее частью является процесс обжига древесины, мы для этого пользуемся газовой горелкой», — делится Алексей секретами производства.

На фото — один и тот же материал: до и после обработки огнем.

30.jpg

Мастерская ребят наполнена инструментами, они здесь повсюду — стоят на полках, закреплены на стенах, стоят на полу, прячутся на цокольном этаже, хранятся в многочисленных ящиках.

28.jpg

73.jpg

61.jpg

Инструменты, которыми работает столяр можно поделить на ручные инструменты и станки. Среди ручного инструмента — различные электрошлифовальные машинки, дрели, лобзики для выпиливания, рубанки, стамески, пилы, шуруповерты — в мастерской их несколько штук.

53.jpg

Несколько станков в мастерской помогают решать разные задачи. Это — отрезной торцовочный станок с протяжным механизмом, чтобы отделять фрагменты от широкого полотна дерева, и с опускным механизмом, чтобы резать узкие элементы. «Таким пользуются в багетных мастерских, например, чтобы резать рейки для рамок. У этого станка еще варьируется наклон пильного диска, чтобы резать под углом», — поясняет Алексей. Позже мы увидим этот станок в действии.

88.jpg

10.jpg

89.jpg

Стол с циркулярной пилой, ее диск можно наклонить и распилить полотно под углом в 45 градусов.

83.jpg

14.jpg

Также в мастерской «живет» сверлильный станок.

79.jpg

80.jpg

В цокольном этаже уже три года сушится игольчатый кап каменной березы — ждет, когда придет его время.

78.jpg

На срезе такого капа виден необычный рисунок, напоминающий поверхность шелковой ткани. Изделия из капа получаются особенно красивыми.

фрагменты из капа.jpg

«Работаем в основном руками, даже большую круглую столешницу вырезали вручную: сами сделали большой режущий циркуль. Так что, когда необходимость есть — инструменты придумываются на ходу и собираются из того, что под рукой или того, что можно найти в местных магазинах», — делится Алексей особенностями рабочего процесса.

циркуль коллаж 1.jpg

К слову об инструментах, которые мастера изготавливают сами из имеющихся под рукой – с помощью такого приспособления делаются углубления в сидениях и спинках стульев.

82.jpg

«Увидел такое приспособление у американских столяров и сделал себе подобное. Рабочий инструмент здесь — обычный ручной фрезер. Для работы отцентровываем заготовку под инструментом и пускаем его качаться, как маятник. И при качании он «выбирает» материал, оставляя аккуратное углубление. Инструмент можно отрегулировать — опустить или поднять и в зависимости от этого выемка будет глубже или мельче», — рассказывает Алексей.

В результате получаются вот такие углубления.

 81.jpg

«Иногда к нам в руки попадают очень старые инструменты. Состояние у них сейчас такое, что в работе не используешь, но я хочу привести их в рабочее состояние и сделать небольшой музей работающих инструментов», — поделился планами Алексей.

85.jpg

Корреспондент: Я знаю, что вы не только с нуля мебель делаете, но и беретесь за реставрацию каких-то предметов интерьера. Что сложнее?

Алексей: Переделывать за кем-то гораздо сложнее. Ведь при создании вещи человек руководствовался своим жизненным опытом и наработанными приемами, а тебе нужно объект, созданный по замыслу другого мастера, переработать под видение заказчика. И здесь нужно найти некий компромисс между желанием заказчика, видением мастера-создателя и своими взглядами. Очень тонкий процесс.

реставрация стола коллаж.jpg

Пора приступать к работе над доской, которая, в зависимости от желания нового владельца, станет разделочной или сервировочной. Алексей для работы выбрал доску из каменной березы Эрмана и пока она — лишь сырье. Но сегодня ее ждут волшебные превращения, благодаря мастерству камчатского столяра.

 4.jpg

«Доску мы делаем из мильковской березы. Мы ее купили у человека, который ее колол на маленькие чурочки, складывал в мешки и продавал как дрова. Мы мимо него ехали, увидели это и спасли пару деревяшек», — говорит Алексей.

На торцовочном станке Алексей отрезает от большой доски фрагмент необходимой длины.

 2.jpg

Ребром металлической линейки мастер снимает с боков доски кору. Это тот самый случай, когда в работе используются подручные инструменты, которые выступают в непривычной для них ипостаси.

 31.jpg

Пока доска сушилась, она немного выгнулась и, чтобы ее выровнять, мастер пропускает доску через станок, именуемый рейсмус. Он снимает лишнюю древесину, оставляя ровную поверхность.

41.jpg

36.jpg

В процессе работы мастер решает придать доске необычную форму и на торцовочном станке отрезает угол доски.

43.jpg

В шуруповерте закрепляется сверло Фоснера, чтобы проделать большое отверстие в доске.

44.jpg

45.jpg

46.jpg

Дальше начинается шлифовка. Для того чтобы получить гладкую поверхность, доска пройдет несколько этапов обработки абразивом. Сперва мастер работает ленточной шлифмашинкой, потом эксцентриковой, то есть круговой.

47.jpg

48.jpg

После сравнительно грубой шлифовки начинается более «нежная» обработка мелкокалиберной наждачной бумагой. На этом этапе мастер работает не электроинструментом, а руками с помощью специального шлифовального приспособления.

54.jpg

Теперь Алексей смачивает поверхность доски водой. «У нас получилась шлифованная доска, а шлифовка это частичное снятие ворсинок с поверхности дерева и частичное заглаживание их в текстуру. Если мы смочим доску водой, а потом просушим, то оставшиеся ворсинки поднимутся, станут видны, и их можно будет снять. Заодно вода покажет узор древесины, мы увидим, какой будет доска после пропитки маслом», — рассказывает Алексей.

59.jpg

Дальше мастер ставит изделие сушиться рядом с электрокамином, который обдувает доску горячим воздухом.

60.jpg

После просушки мелкой наждачной бумагой снимаются оставшиеся ворсинки и доска готова к проставлению клейма с логотипом мастерской.

63.jpg

Мастер раскаляет в огне горелки клеймо и прижимает его к поверхности доски.

64.jpg

66.jpg

На клеймление уходит всего пара секунд, здесь важно не пережечь дерево.

67.jpg

Теперь пора проявить красоту древесины с помощью масла.

«Я использую в работе льняное масло. Проникая в древесину, оно кристаллизируется и создает полимерный слой, который защитит дерево от влаги и микробов. Пропитывать маслом можно «на горячую», когда и масло и дерево разогреты, либо опуская изделие в кипящее масло. Так делали еще наши предки при изготовлении деревянной кухонной утвари. Пропитывать можно и «на холодную», но тогда процесс займет больше времени», — рассказывает Алексей.

69.jpg

71.jpg

75.jpg

Так как эта доска — не срочный заказ, то, по словам мастера, он подвесит ее рядом с печкой, чтобы льняное масло чуть подсохло под воздействием тепла, а затем полимеризовалось под ультрафиолетом – на доску через окошко мастерской будет попадать солнечный свет. Пару раз в день Алексей будет снимать ее и дополнительно смазывать маслом.

72.jpg

Такая доска – проста по конструкции, но и она требует в работе индивидуального подхода.

74.jpg

И так – с каждым изделием, выполняемым вручную, в том числе и мебелью и другими объектами интерьера. Ручная работа требует вдумчивого подхода, вдохновения и не терпит суеты.

Работа над люстрой из дерева, обитого листами меди.

столяры 9.jpg

столяры 10.jpg

столяры 1.jpg

люстра.jpg

стулья.jpg

стол из лиственницы.jpg

шкаф.jpg

разделочные доски.jpg

органайзеры.jpg

столяры 5.jpg

бабочки.jpg

столяры 6.jpg

столяры 7.jpg

столяры 3.jpg

Мы благодарим Алексея за рассказ о столярном искусстве и демонстрацию волшебных превращений древесины в предмет, который не только принесет пользу будущему владельцу, но и сможет украсить его дом.

Текст: Алина Логинова

Фото: Алина Логинова, Алексей Федоров, Николай Свешников

 

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором