16+
вт 19 марта, 20:27
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Как дикий камчатский лосось становится деликатесом
Сюжеты
30 августа 2016, 16:14
0 39659

В чем секрет производства копченой рыбы? Сколько косточек могут законно находиться в рыбном филе? Что такое «стерильный аквариум»? Почему даже самая современная автоматика не может полностью заменить ручной труд? И бывает ли икры много? Обо всем этом читайте в экспресс-репортаже фотопроекта «Посторонним В».  

01.jpg

Жителей Камчатки многие считают счастливцами только потому, что именно здесь есть возможность полакомиться самым свежим и вкусным лососем. Это блюдо в кулинарии по праву считается ценным, даже королевским деликатесом. Благодаря счастливому случаю, любознательной команде проекта «Посторонним В» выпал уникальный шанс увидеть своими глазами, как из камчатского дикого лосося изготавливают деликатесы, известные на весь мир.

02.jpg

Ехать, точнее, лететь, нам пришлось далеко. Многое было в новинку. К примеру, я впервые в жизни попала на борт вертолета, а еще ни разу до этого съемка «Посторонним В» не осложнялась таким большим количеством посторонних (в этом случае, приезжих журналистов).

03.jpg

Наш пункт назначения — поселок Озерновский — находится на юге Камчатки в устье реки Озерной. По официальным данным, расстояние до Петропавловска-Камчатского — 360 километров.

04.jpg

Из аэропорта села Николаевка в поселок Озерновский мы долетели  примерно за час.

05.jpg

Озерная — единственная река, которая вытекает из знаменитого Курильского озера (расположено в Южно-Камчатском федеральном заказнике). Оно считается крупнейшим мировым нерестилищем нерки.

06.jpg

На экскурсию мы приехали на рыбоперерабатывающий завод ООО «Витязь-Авто».

07.jpg

Но сначала несколько слов о том, как ловят лосось. Если речь о реке, то рыбаки используют закидной невод. Это орудие лова одно из самых древних и надежных.

08.jpg

Снасть закидывают в виде дуги, направленной вершиной к противоположному берегу. По кромке сети пришиты грузы, поэтому невод при вытягивании его на сушу закрывается, не давая рыбе вернуться в реку.

09.jpg

Вытаскивать невод на берег рыбакам помогает техника.

10.jpg

В это время в небе кружат чайки и, особо фотогеничные, речные крачки (на фото). :)

11.jpg

Увидеть своими глазами промысел в Охотском море мы не смогли. Из-за штормовой погоды МРСы (малые рыболовные суда) на лов не выпустили.

12.jpg

Прежде, чем начать осмотр завода изнутри, нам пришлось преобразиться. :) На производстве к санитарии относятся очень серьезно. Поэтому нас нарядили в белые халаты, резиновые сапоги и смешные шапочки, выдали маски и перчатки.

13.jpg

Мне досталась обувь 40 размера (при моем-то 36-м :), но пожаловаться на нее не могу: сапоги — корейские, легкие, теплые и удобные. Лучшая обувь для рыбного производства. Скоро сами поймете почему.

14.jpg

Пока мы идем обратно в цех, стоит немного рассказать об истории предприятия ООО «Витязь-Авто».

Зарегистрирована фирма в 1997 году. Её название было символичным и ассоциировалось с могучим вездеходом «Витязь», покорявшим самое непроходимое бездорожье. Рыбоперерабатывающий завод в поселке Озерновском построен в 2006 году. Он оснащен по последнему слову техники.

15.jpg

Предприятие выпускает: соленую икру, рыбный фарш, а также мороженую, соленую, подкопчённую и копченую рыбу всех видов разделки.

16.jpg

Осмотр производства предлагаю начать с рыбоперерабатывающего цеха. Именно сюда поступает свежевыловленный лосось. За сутки завод обрабатывает 400 тонн сырца красной рыбы и 500 тонн сырца белорыбицы.

17.jpg

Уникальность данного завода в том, что он может перерабатывать одновременно и красную, и белую рыбу. Белорыбица — это, в основном, донные породы: навага, камбала, треска, минтай, корюшка, сельдь, палтус. Красная — нерка, горбуша, кета, кижуч, каюрка (мелкая нерка), голец.

18.jpg

«Надеюсь, грязи не боитесь?», — встречает нас мастер-технолог рыбоперерабатывающего цеха Виталий Полтавец.

19.jpg

С МРСов пойманную рыбу подают на завод с помощью специальных рыбонасосов.

20.jpg

Из приемных бункеров рыба подается в цех на разделочные линии, после сортируется (бывает, что среди нерки попадаются голец или горбуша) и направляется в накопительные бункера.

21.jpg

Чтобы сырец не испортился до обработки, рыбу охлаждают морской водой со льдом.

22.jpg

Дальше по конвейеру сырец идет на разделку.

23.jpg

Прежде всего, рыбу обезглавливают, затем 12 ножей разрезают её на филе.

24.jpg

25.jpg

Следующий этап — сортировка. К примеру, отбраковывается «придавленная» рыбка (с кроводподтеками).

26.jpg

Отбраковку отправляют в фарш-машину, а в соседний филейный цех попадает обезглавленная и потрошеная рыба для производства  филе. Этот процесс мы увидим чуть позже.

27.jpg

В цехе разделки пахнет… как на любом рыбоперерабатывающем заводе. И с этим, наверно, ничего не поделаешь. Грязи мы не заметили, но воды и всевозможных брызг — сколько угодно. Без резиновых сапог ходить здесь было бы некомфортно.

28.jpg

Здесь рыбу готовят к заморозке.

29.jpg

30.jpg

Замораживают рыбу при температуре - 40 – 42°C.

31.jpg

«После глазировки лосось попадает в упаковочный цех, — рассказывает мне Виталий Александрович. — Если он полностью не покрыт тонким слоем льда, то быстро окисляется: становится желтым и теряет свои вкусовые качества. А вот глазированная рыба может храниться очень долго».

32.jpg

«Раньше каждую рыбину взвешивали на весах и складывали в коробку вручную. Сложность была в том, что вес каждого ящика должен был быть 25 килограммов. Сейчас этим занимается автоматика. Людям остается только упаковать рыбу в целлофановый пакет и отправить на весы», — продолжает рассказ Виталий Полтавец.

33.jpg

Техника самостоятельно сортирует рыбу по трем категориям:  мелкая, средняя и крупная. В зависимости от веса, лосось отравляется в нужный ящик. И вес коробки будет ровно 25 килограммов (замороженная рыба блочной упаковки фасуется по 20 килограммов).

34.jpg

35.jpg

Доверить всю работу завода автоматике — невозможно. На некоторых этапах производства ручной труд до сих пор незаменим.

36.jpg

«Вся рыба по размеру — разная. Поэтому машина не может порезать её всю нормально. В этом вопросе пока ничего качественнее ручного труда просто нет», — поясняет мастер-технолог рыбоперерабатывающего цеха.

37.jpg

На семи заводах ООО «Витязь-Авто» трудятся больше двух тысяч человек.

Корреспондент: — Зарабатывают ваши работники много?

Виталий Полтавец: — Всё зависит от рыбы — чем больше её мы поймаем и обработаем, тем больше получим. Есть определенный фонд заработной платы, который делится на всех работников. Но, хочу сказать вам, недовольных очень мало.

38.jpg

В числе работников производства — представители почти всех регионов России. Москвичей только мало, шутят рыбопереработчики.

39.jpg

А сейчас на минутку заглянем в икорный цех. По сравнению с рыбоперерабатывающим, он — крошечный.

40.jpg

Каждый ястык разрывается вручную. Эдакий массажный салон для «красного золота». :)

41.jpg

На пробивочную машину ястыки подаются одной породы рыбы.

42.jpg

Пленка отправляется в отходы, а икра — на вибромойку.

43.jpg

В таз попадает уже очищенный продукт.

44.jpg

Отсюда икра отправляется на посол. Кстати, кроме соли и воды в тузлук ничего не добавляют. Время посола для каждого вида икры  разное, это зависит от того, какую соленость деликатеса мы хотим получить, и от рыбы (речная или морская), конечно. В среднем икра проводит в тузлуке от 5 до 12 минут.

45.jpg

После посола икра поступает на инспекторский стол.

46.jpg

Наметанный глаз инспектора икры в считанные секунды выявляет незрелые икринки и другие ненужные включения. Всё это отбраковывается.

47.jpg

Перед фасовкой добавляют антисептики, глицерин и каленое растительное масло (из расчета 0,8 грамма на 1 килограмм). Через 24 часа деликатес можно будет есть. Ложками. :)

48.jpg

На заводе икру фасуют в полимерные ведра по 25 килограммов, сверху укладывают пергамент.

49.jpg

В этот раз икру мы пробовать не будем. Нас ждет еще один цех — филейный. Его ввели в эксплуатацию в 2009 году.

50.jpg

Работники завода называют этот цех глубокой переработки «стерильным аквариумом». Именно здесь нам пришлось надеть маски.

51.jpg

«Здесь сейчас идет производство филе нерки. Филе — бескостное. На экспорт. В этом же цехе происходит копчение и соление рыбы», — рассказал нам директор по производству рыбной компании ООО «Витязь-авто» Сергей Кыров.

52.jpg

53.jpg

«Каждый пласт работники тщательно инспектируют. По технологии, допускается наличие одной-двух косточек в филе», — поясняет Сергей Анатольевич.

54.jpg

55.jpg

Филетировочное и коптильное оборудование в цехе — самое современное, производства фирм: Carnitech, Maurer-Atmos, Salmco, Goliath, Shindaivo. 

56.jpg

Рыбу сортируют в зависимости от веса и совместных признаков. «У неё должна быть красивая форма», — говорит Сергей Кыров.

— Красивая — это какая?

Сергей Кыров: — Без лишнего жира. Форма должна быть прямая.

— Это стандарт?

— Можно и так сказать. Мы работаем по международному стандарту для выпуска филе.

57.jpg

58.jpg

Вы даже представить себе не можете, как же вкусно здесь пахнет копченой рыбкой! Жаль, что фотография не передает запах. :)

59.jpg

60.jpg

61.jpg

Такой бесподобный аромат рыба обретает во время копчения. Эту ответственную процедуру доверили установке Maurer-Atmos.

62.jpg

Коптилка полностью автоматизирована. Задается программа, и за 8 часов будущий деликатес приобретает аппетитный запах.

63.jpg

А вот и секретный ингредиент — щепа канадского клёна.

— Где вы берете на Камчатке канадский клён?

Сергей Кыров: — Щепу мы заказываем из Америки. В России я не нашел ни одного производителя щепы канадского клёна.

— Что еще добавляете при копчении?

— Соль, сахар, паприку (её тоже из Америки заказываем). У нас всё — только натуральное, никаких жидкостей химических не применяем.

64.jpg

С подкопченной рыбы удаляют шкуру, после чего филе отправляют в камеру предварительного охлаждения до -5°C. «Это нужно для того, чтобы потом была мягкая нарезка», — добавляет Сергей Анатольевич.

65.jpg

Это помещение — самое стерильное в «стерильном аквариуме». Здесь происходит нарезка и фасовка готовой продукции.

#GALLERY_87#

«Есть определенная градация нарезки (от 2 до 4 миллиметров), потому что заказы бывают разные», — объясняет Сергей Кыров.

67.jpg

Разрезает филе на кусочки — слайсер. Это — не просто нож, а скорее очень острые ножницы.

68.jpg

«Каждый кусочек прокладывается пергаментом. Для чего? Чтобы было удобно есть, — улыбается Сергей Анатольевич. — Вся эта продукция — премиум класса. Вес упаковки — 227 граммов».

— А почему не 300 граммов?

Сергей Кыров: — Можно сказать, это наша «фишка». (Смеется). Если серьезно, такой вес продукции был, когда мы начали работать с американцами, так и оставили.

— Камчатский деликатес соответствует только американским стандартам?

— Нет, не только. У нас требования к продукции — очень жесткие. Так что мы соответствуем и европейским стандартам, имеем законное право экспортировать свою продукцию в государства-члены Евросоюза, а еще в КНР. Нас даже раввин благословил. Так что, наша продукция — кошерная. (Улыбается).

69.jpg

01.jpg

Теперь продукт готов к упаковке. Вакуумируют рыбу с помощью машин японского производства. Отсюда филе отправляют на заморозку.

70.jpg

Заморозка длится от 50 минут до 1 часа 10 минут (в зависимости от вида рыбы). Внутри холодильного помещения -50°C. Заглядывать в маленькую Якутию мы не стали. Холодно.

71.jpg

72.jpg

Час, выделенный нам на съемку огромного завода, пролетел как миг. На этом наш репортаж «на бегу» завершается. По дороге к вертолету успеваем задать несколько вопросов директору обособленного подразделения ООО «Витязь-Авто» в поселке Озерновский Олегу Тюжакаеву.

— Олег Николаевич, какая часть продукции уходит на российский рынок, а какая на экспорт?

Олег Тюжакаев: — Белорыбица почти вся идет на внешний рынок, а  лосось — в зависимости от покупателя, это и Азия, и Америка, и Канада… Везде продаем.

— Из-за санкций ситуация изменилась?

— Конечно. Еще больше стали россияне покупать.

— Планы по модернизации завода есть?

— У нас сегодня завод модернизирован на 99% из 100% возможных. (Улыбается).

— Какие проблемы тормозят развитие отрасли?

— Бюрократические, как обычно.

73.jpg

А теперь нам пора в путь, приключения не могут ждать. :)

74.jpg

Текст: Леся Сурина. Фото: Леся Сурина, Матвей Парамошин.

Другие материалы в рамках фотопроекта «Посторонним В» здесь

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором