16+
вт 19 марта, 22:40
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Как на Камчатке показывают фильмы. Вчера
Сюжеты
30 декабря 2016, 07:50
0 24692

Смотрят ли киномеханики фильмы, которые сами показывают? Что общего между кино и сваркой? Какие подарки камчатцы дарили Нептуну? И причём здесь кино?

01.jpg

Пока звёзды кинобизнеса гордо вышагивают по красным ковровым дорожкам и становятся желанной «добычей» журналистов, эти люди держатся в тени и просто выполняют свою работу. Я считаю несправедливостью то, что труд киномехаников остается за кадром, ведь без них кинофильм мы бы просто не увидели. Итак, сегодня приглашаю Вас за кулисы камчатских кинотеатров (в первой части материала мы представим кинотеатр советских времен, во второй — современный). Кстати, символично, что этот материал завершит цикл фоторепортажей проекта «Посторонним В» в Год кино в России.

02.JPG

Кино пришло на Камчатку, как и все грузы, пароходом. Первые плёнки на полуостров доставили в августе 1914 года из Владивостокской прокатной конторы. А 5 ноября 1956 года показом фильма «Сорок первый» открылся первый в Петропавловске кинотеатр «Камчатка». По данным краеведа Александра Пирагиса, в фойе между сеансами одно время даже играл оркестр. За год центральный кинотеатр насчитывал свыше 400 тысяч посещений. В 1958 году в столице Камчатки открылись еще два иллюзиона — «Маяк» и широкоэкранный «Октябрь».

На Камчатке было несколько кинотеатров для широкоформатного показа: «Октябрь», «Океан», «Парус» и елизовский «Гейзер». Остальные кинотеатры, дома культуры и клубы были широкоэкранными. По словам специалистов, широкоформатный кинофильм «печатался» на 70-миллиметровой плёнке (запись звука была на шести каналах), а широкоэкранный — на 35-миллиметровой плёнке. Также был и узкоплёночный 16-миллиметровый формат.

Подробней об эпохе кино на полуострове рассказано в фильме «Камчатка. Век кино».

#GALLERY_95#

Чтобы окунуться в эпоху кино советских времен, мы отправились в поселок Вулканный Елизовского района Камчатки.

04.jpg

Уникальное кинооборудование времен СССР сохранилось в Доме культуры «Галактика».

05.jpg

Раньше здесь располагался клуб войсковой части №14086. Вместимость зала была — 550 мест. Со временем кресла заменили. «Министерство культуры выделило нам кресла из театра драмы и музыкального училища. Сейчас зал рассчитан на 450 мест, но зато стало комфортней», — рассказал мне глава Вулканного городского поселения Владимир Смолин.

06.jpg

07.jpg

— Зал, конечно, нуждается в ремонте, но, в условиях кризиса, найти деньги на реконструкцию непросто, — признался Владимир Вадимович.

08.jpg

А вот экран для кинопоказа заменили уже на новый. Старый совсем не соответствовал современным требованиям.

09.jpg

По словам работников Дома культуры, «Галактика» — единственный на Камчатке зрительный зал, где сохранилась оркестровая яма. Кстати, нам нужно именно туда. Вниз.

10.jpg

Среди подсобных помещений, расположенных под сценой, находится и фильмосклад. Именно здесь хранятся настоящие сокровища — плёнки советских времен, которые успели спасти.

11.jpg

От любопытных глаз киноплёнки прячут за тяжелой дверью.

12.jpg

Заботится о наследии Советского союза киномеханик, ведущий инженер ДК «Галактика» Николай Фролов.

Николай Яковлевич — из Мильковского района Камчатки. В ДК работает с 2007 года. Кинотехникум закончил в городе Находка, а в Елизовский район попал по распределению в 1975 году.

13.jpg

— Если по-честному, я в кино проработал больше 50 лет. Занимался ремонтом киноаппаратуры, обучал киномехаников, монтировал новое кинооборудование в кинотеатрах, домах культуры и даже в новых школах, в актовых залах — улыбается Николай Фролов. — В те времена у нас было 25 киноустановок. Возили кинофильмы в Термальный, Сокоч, Малки, Дальний и другие посёлки… Еще обслуживали санатории, профилактории, пионерские лагеря Елизовского района.

14.jpg

— Когда фильмосклад областной конторы кинопроката закрывался, им понадобились склады. Там хранились тысячи копий фильмов. Все их потом просто вывезли на помойку. Бобины на этих полках — это всё, что мы успели спасти за выделенное нам очень короткое время. Мы взяли столько копий, сколько успели. Упор сделали на детские фильмы, — рассказал Николай Яковлевич.

15.jpg

— Кстати, а плёнки не радиоактивные?

— Нет. (Смеется). Здесь может ощущаться только присутствие ацетона. Его раньше смешивали с глицерином и водой, чтобы основа плёнки не сохла.

— То есть нам всем здесь не опасно находиться?

— Нет-нет.

16.jpg

— Какой фильм у вас самый старый в коллекции?

— Трудно сказать. В основном, это фильмы 1970-х годов. Есть «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница», «Игла», «Генералы песчаных карьеров»… Есть несколько зарубежных фильмов, например, «Королева Шантеклера» (1962 года). Это испанская мелодрама, можно сказать, прародитель музыкальных фильмов. Обалденный. Красивый очень!

17.jpg

— Сколько бобин занимает один фильм?

— В среднем, 8-10 частей у фильма.

— Они на 35-миллиметровых плёнках?

— Да.

— А сколько всего кинолент хранятся здесь?

— 160 наименований. Каждый фильм — от двух до 15 бобин.

— Сейчас фильмы в кинотеатры присылают на время показа, после чего их нужно вернуть дистрибьюторам. А Вам плёнки тоже на несколько недель привозили?

— Нет, нам присылали навсегда. У нас кроме Управления кинофикации и кинопоказа, которое занималось обслуживанием киноаппаратуры, существовал и областной кинопрокат. Эта контора занималась фильмами: рекламой, заказом, хранением, ремонтом фильмов. У них были специальные склады для хранения…

19.jpg

Из фильмохранилища идем в киноаппаратную. Она прячется за этим мозаичным панно.

20.jpg

На минутку заглянем в библиотеку.

21.jpg

Здесь хранится музейный экспонат — кинопроектор «Украина».

— Он считался узкоплёночным (рассчитан на плёнку шириной 16 миллиметров), передвижным. «Украину» возили на полевые станы, в школы, на судах такая аппаратура была, — рассказывает Николай Яковлевич.

22.jpg

— Такой кинопроектор был и у нас на корабле, когда мы срочную служили, — вспоминает Владимир Смолин. — Мы тогда ходили в Индийский океан. Рейсы были длительными, а фильмов было мало, поэтому, когда обратно возвращались, эти фильмы смотрели уже задом наперёд…

— Это значит, не было возможности поменяться, — говорит Николай Фролов. — Обычно суда, когда встречались в море, менялись фильмами.

23.jpg

— Вот, кстати, фильмоноски какие были, — демонстрирует приспособление киномеханик. — Сюда помещались две 600-метровые бобины.

24.jpg

— И сколько весил фильм в сборе?

— Фильмоноска с одной частью — 1,5, а если частей было 10 и плюс журнал кинохроники, то получается уже 20, — отвечает Николай Яковлевич.

— Килограммов?!

— Да. Фильмы в двух фильмоносках обычно были. А сколько фильмов топили! Вот волна идёт, а в это время фильмы передают, опа и…

— Это был подарок Нептуну, чтобы он тоже фильмы смотрел, — шутит Владимир Вадимович.

25.jpg

— В советское время среди киномехаников проводили профессиональные конкурсы и даже вручали переходящую награду «Лучший киномеханик». А если план не выполнил, её отдавали другому, — делится воспоминаниями Николай Фролов.

— Количество чего учитывали?

— Валовый сбор. Вот здесь, в ДК «Галактика», например, в своё время план был 500 или 600 рублей. А билеты в кино стоили по 20-30 копеек, детские сеансы — 10 копеек.

26.jpg

А вот и киноаппаратная!

27.jpg

— Киноаппаратную можно называть кинобудкой?

Николай Фролов: — Будка — у собаки! А здесь, смотрите, целый комплекс: аппаратура какая мощная, автоматика! И мы будем называть это кинобудкой?! Никак не вяжется. Будка — это когда к зданию пристраивали маленький сарайчик, чтобы киноаппаратуру туда спрятать. А это — киноаппаратная.

28.jpg

Оглядываясь, вижу, что киноаппаратов здесь несколько.

— Это — «Украина-7», — «знакомит» меня Николай Яковлевич. 

— Такая же, как и в библиотеке?

— Да. Почти. Эта выпущена седьмым одесским заводом, а та — пятым. Еще эта «Украина» — более современная, выпущена в 1985-м…

29.jpg

— Они только годом производства отличаются?

— Ну, еще есть отличие. В этом киноаппарате установлена галогеновая лампа, а в аппарате «Украина-5» — проекционная на 400 Вт.

30.jpg

Стационарных «рабочих лошадок» в кинопроекторной — целых две. Киномеханики называют их «первый и второй пост». Аппараты могут воспроизвести даже современный фильм, записанный на плёнку, — говорят работники ДК «Галактика». Но вот звук, конечно, будет далёк от идеала.

31.jpg

— 23КПК-2 — самый надежный кинопроектор из тех, что выпускала наша советская промышленность, — считает Николай Фролов. — Их выпускало «ЛОМО» (Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина. — Прим. ред.).

32.jpg

Кинопроектор 23КПК предназначен для показа обычных, кашетированных (1,66:1) и широкоэкранных фильмов на 35-миллиметровой киноплёнке с оптической фонограммой. С середины 1970-х годов большинство отечественных кинотеатров оснащались именно такими проекторами. Многие из них до сих пор работают.

33.jpg

По словам Николая Яковлевича, особенно хорошо конструкторам «ЛОМО» удалось сделать оптику кинопроектора.

34.jpg

За автоматику отвечает АКП 6. Он произведен в Ростове-на-Дону.

— Зачем нужен такой прибор?

— Есть специальные датчики и, когда часть фильма заканчивается, они срабатывают, а прибор автоматически включает лампу второго кинопроектора и электродвигатель привода лентопротяжного тракта.

35.jpg

36.jpg

Так в советское время выглядело усилительное устройство.

37.jpg

— В 1980-х годах наши инженеры уже пытались сделать стереозвук. Было два блока по 50 ватт каждый, — рассказывает киномеханик. — В работе должны были одновременно участвовать левый и правый каналы звука. Но началась перестройка, и не успели всё доделать. Хотя уже на эту аппаратуру есть специальные звуковые блоки как для стерео.

38.jpg

Отдельно стоит сказать об осветительной системе кинопроектора.

 39.JPG

— Источник света — ксеноновая лампа. Её мощность 3 Квт. Свет получается очень ярким, — говорит Николай Фролов.

40.jpg

Отражатель представляет из себя «разведённую чашу». Благодаря этому в кадровое окно попадают сразу два изображения светящейся дуги. Это повышает равномерность освещённости.

41.jpg

По словам Николая Яковлевича, отражатель состоит из 24 слоёв: световые лучи он отражает и направляет в сторону объектива, а тепловые — пропускает, чтобы было меньше нагрева «фильмового канала».

42.jpg

— Ксеноновые лампы при горении выделяют газ ксенон. Это, в принципе, вредновато для здоровья. Поэтому здесь предусмотрена вытяжная вентиляция. Причем, принудительная. Там наверху стоит вентилятор, который выкачивает весь воздух, чтобы в киноаппаратной не было загазованности.

— Вам, наверно, молоко за вредность давали?

— Одно время как-то давали молоко фильмопроверщицам. Но киномеханики не подходили… (Смущенно улыбается).

43.jpg

— Кстати, еще ксеноновые лампы иногда взрываются. Бабахают как баллоны грузовика!

— Ого! В Вашей практике были такие случаи?

— Были. Вот для таких случаев и нужны защитные стекла.

44.jpg

В качестве дополнительной меры безопасности проекционные окна каждого кинопроектора закрыты специальными противопожарными заслонками.

45.jpg

— Николай Яковлевич, с чего начиналась обычно Ваша работа киномеханика?

— С подготовки фильма. Вот, представим, что мы получили фильм. Раньше вход в киноаппаратную был отдельный. Там у лестницы до сих пор стоит ящик. В него, когда кинофонды меняли, клали новые фильмы и оттуда же забирали старые плёнки. Потом приходил киномеханик и поднимал их в аппаратную. Вот такой был обмен. Из ящика тогда не воровали фильмы. (Улыбается). Единственное — женщинам-киномеханикам таскать было тяжело на второй этаж…

— Женщинам? Я всегда думала, что это — мужская работа.

— Мужчин мало было, поэтому у нас в основном женщины работали.

46.jpg

— Так вот, мы отвлеклись, к каждой фильмокопии мы получали технический паспорт. Там было указано количество частей фильма, для какой аудитории он рассчитан, киностудия…

47.jpg

— Мы определяли категорию поверхности киноплёнки и перфорации.

48.jpg

— И вот киномеханик садился за такой вот стол и начинал готовить фильм к просмотру — перематывать плёнку.

49.jpg

При этом ракурсе работник киноаппаратной похож на модного диск-жокея. :)

50.jpg

При порыве плёнку склеивали при помощи специального станка.

51.jpg

— Это простая липкая лента?

— Да. Кстати, у нас-киномехаников скотч появился раньше, чем в продаже.

52.jpg

— А зачем Вам вообще проверять плёнку?

— Чтобы знать, что на неё нет дефектов: царапин, порванной перфорации, обрывов…

53.jpg

— Стол с ножными педалями?

— Да. Это специальный стол для кинопроката. А у нас раньше была ручная перемотка. Вот представьте, каково вручную перемотать 300 метров… А ведь фильмокопии бывали и на 600-метровой плёнке.

54.jpg

— Здесь, конечно, определенный навык нужен, ведь при такой работе, не умеючи, можно и руку порезать.

— Плёнка, кстати, из какого материала состоит?

— Основа — триацетатная. Раньше была нитроцеллюлозная.

55.jpg

— Как вы заряжаете киноаппарат?

— Это всё отработано. А тут есть даже схема зарядки. А киномеханик, когда работает, может заправить проектор когда угодно, даже с завязанными глазами. Тут важна скорость. Ведь бывают порывы плёнки. А в зале люди сидят и ждут, пока ты перезарядишь по-новой.

По словам работников Дома культуры, когда во время кинопоказов пропадало изображение (или с фильмом что-то было не так), зрители выражали недовольство свистом и топотом, а киномеханика называли «сапожником». :)

57.jpg

Пока Николай Яковлевич «колдует» над кинопроектором, успеваю задать еще несколько вопросов.

58.jpg

— Зачем Вам два стационарных кинопроектора? Один из них запасной, на случай поломки основного?

— Нет! Два поста всегда в работе. Вот, к примеру, первая часть фильма — 300 метров плёнки — идет 8 минут, когда она заканчивается, надо включить второй пост (кинопроектор. — Ред.), он уже заряжен второй частью фильмокопии. И тут же надо поставить третью часть фильма на первый пост и так далее.

— Вот как!

— Гораздо проще нам стало, когда появились 600-метровые бобины. Там одна часть фильмокопии длилась минут 20. С ними было удобней работать: меньше переходов.

59.jpg

Объектив кинопроектора 23КПК принципиально не отличается от других типов проекционных устройств. Демонстрировать  широкоформатные фильмы помогают специальные анаморфотные насадки. Их устанавливают перед объективом.

60.jpg

— Сейчас почти все фильмы, которые мы смотрим, — кашетированные (на киноплёнке соотношение сторон 1,66 к 1), то есть кадр нормальный по высоте, но зауженный по ширине. За счёт оптической насадки кадр вытягивается по ширине.

61.jpg

— Киноплёнки с иностранными фильмами такие же?

— За рубежом делали по-другому. Они уменьшали и низ, и бок кадра, а на весь экран расширяли за счёт объектива. Но это стоило дороже.

62.jpg

— Вы из киноаппаратной наблюдаете за картинкой на экране?

— Конечно! Киномеханику это надо видеть! Для нас и специальное смотровое окно придумано.

63.jpg

Вот такой вид открывается из смотрового окна.

64.jpg

— К тому же, как не смотреть за плёнкой? — продолжает мысль Николай Яковлевич. — Нам же нужно вовремя перейти на второй пост. Раскрою небольшой профессиональный секрет, не упустить момент нам помогают специальные отметки — точечки — с правой стороны киноплёнки. Их никто не замечает, а киномеханик видит всегда. Они — сигнал для перехода на следующий кинопроектор.

65.jpg

— У Вас есть любимый фильм? Вы, наверняка, их сотни посмотрели…

— Вы знаете, когда в аппаратной сидишь, некогда. Не успеваешь. Пока проектор зарядил, включил, первая часть кончилась, другая началась. Мне за это время надо снять плёнку, зарядить другую и еще перемотать успеть. У меня остается 2-3 минуты свободного времени. И это надо еще успевать смотреть на экран, проверять резкость… Мало ли что может быть. Поэтому фильмы смотреть некогда было. Бегать приходилось.

66.jpg

Чтобы мы сполна окунулись в эпоху советского кино, Николай Яковлевич решил включить для нас фильм «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Судя по техническому паспорту, фильмокопию изготовили в Новосибирске. Дата выпуска в прокат — 4 апреля 1990 года. А еще фильм разрешен для «всякой» аудитории. :)

67.jpg

Со стрекочущим звуком работает кинопроектор, в аппаратной гаснет свет, а нам пора занять свои места в зрительном зале.

68.jpg

Когда-то в этом зале не было свободных мест. Камчатцы с нетерпением ждали премьер и гурьбой шли в кинотеатр, особенно по вторникам, четвергам и субботам, ведь именно в эти дни кинофонд пополнялся новинками.

69.jpg

Пусть киноплёнка немного выцвела, но ощущение от кинопоказа — волшебное… Трудно сказать сколько десятков раз я смотрела «Кавказскую пленницу» по телевизору, но даже представить себе не могла, что увижу фильм на киноэкране. Вот это ностальгия! Настоящая магия кино.

70.jpg

— У нас в месяц было около 24 наименований новых фильмов. Это до 1990-х годов, пока всё не развалилось… Понимаете? У нас настолько было развито кино на Камчатке! Мы в 1980-х годах по посещаемости занимали первое место по России. Как это определялось? По количеству мест в зрительных залах на количество жителей. И у нас был самый высокий процент посещаемости. Хорошо люди ходили. И работала наша елизовская дирекция киносети очень хорошо, — вспоминает Николай Фролов.

71.jpg

— И оборудованием хорошо обеспечивали?

— Даже очень! Ни один регион так хорошо не обеспечивался. Мы порой даже не успевали её устанавливать. Кстати, я в 1980-х годах ездил в Москву. И, конечно, меня, как инженера, интересовало, какая там аппаратура в кинотеатрах. И я удивился, там в то время стояла такая аппаратура, которую мы на тот момент уже выбросили давно на металлолом.

— Удивительно!

— У нас в своё время хороший начальник областного управления кинофикации был. Он сумел доказать, что Камчатка такой регион отдаленный, что проще нам прислать новую аппаратуру, чем чинить старую, ведь везти её приходилось в Хабаровск или ещё куда-нибудь далеко…

— Николай Яковлевич, а когда вы в последний раз здесь, в ДК, устраивали настоящий кинопоказ, используя советский кинопроектор?

— На осенних каникулах. Мы с ребятишками проводили День кино. Им очень понравилось! А так… давненько кинопоказы не проводим.

72.jpg

Глава Вулканного Владимир Смолин признался нам, что давно мечтает проводить в ДК «Галактика» кинопоказы. Ведь есть хорошие фильмы, которые стоит показать, и аппаратура позволяет, и зал в порядке… Вот только придет ли зритель?

Текст: Леся Сурина, фото: Матвей Парамошин.

В следующем материале фотопроекта «Посторонним В» мы расскажем о закулисье современного кинотеатра.

73.jpg

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором