04:31Вс, 11 декабря 2016
4
6˚C
63.30
67.21

Информационное
агентство «Камчатка»

Автор:

Олеся Сурина

Корабль «Маршал Крылов»: единственный в своём роде

27 августа 2014, 11:36

Фото: Виталий Филючков

Явки, пароли, срочные телеграммы, секретные объекты. Наш визит на корабль «Маршал Крылов» стал целой спецоперацией: согласование происходило через Владивосток, преодолеть пришлось три контрольно-пропускных пункта. И вот мы в славном городе подводников.

Корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» базируется в Вилючинске в бухте Крашенинникова.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Справка:

«Маршал Крылов» корабль проекта 1914.1

  • тип — стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков, 9 палуб;
  • водоизмещение — 23,7 тыс. тонн;
  • длина — 211 метров;
  • ширина — 27,5 метров;
  • осадка — 8 метров;
  • скорость — до 22 узлов;
  • силовая — дизельный ДГЗА-6У;
  • запасы: топлива — 5300 тонн, авиатоплива — 105 тонн, воды — более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
  • оснащен двумя палубными вертолетами Ка-27;
  • автономное плавание до 120 суток;
  • экипаж корабля — 339 (с учетом авиагруппы),
  • первый командир корабля — капитан 2 ранга Юрий Пирняк, начальник измерительного комплекса — капитан 3 ранга Анатолий Побережный.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Корабль спустили на воду 25 лет назад. Из Ленинградского Адмиралтейского объединения к месту базирования (порт Вилючинска) «Маршал Крылов» прибыл в середине 1990 года, но пройдя не по Северному морскому пути, как остальные корабли, а через Суэцкий канал. Официальный День рождения корабля экипаж отмечает 23 февраля, именно в этот день в 1990 году здесь торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Давайте поднимемся на борт и начнем нашу экскурсию.

Раз уж мы начали говорить об истории корабля, добро пожаловать в музей.

Корабль «Маршал Крылов» назван в честь маршала, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова.

Здесь хранятся личные вещи маршала Н. Крылова, фотографии и документы.

В Книге почетных посетителей есть автограф «крёстной матери» корабля, внучки Николая Крылова Марины Крыловой. Именно она во время торжественной церемонии спуска корабля на воду разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. С тех пор пробка от бутылки хранится в музее «Маршала Крылова» в качестве амулета, охраняющего корабль от беды.

Также в Книге почетных посетителей мы обнаружили запись, сделанную рукой губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. В 1980-1983 году он проходил срочную службу на борту аналогичного корабля «Чумикан».

В музее хранится макет «Протона», тренировочный скафандр (надо сказать, космонавты были на корабле неоднократно) и спортивные награды экипажа.

Изначально в 4-й Тихоокеанской экспедиции кораблей измерительного комплекса было 8 судов. Однако в 1991-1993 годах, в связи со старением, списываются корабли «Сибирь», «Сахалин» и «Чукотка», в 1994 году — «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». С тех пор «Маршал Крылов» один. Но какой! До сих пор в России кораблей, подобных ему, нет.

Когда корабль движется, управление идет из главного командного пункта, в это время здесь полно людей, но, так как корабль стоит у пирса, сейчас необходимости в этом нет.

Рабочее место рулевого.

 

Машинный телеграф 

 

Репитер

Визир наблюдения и целеуказания

Длинными коридорами идем на пост старшего механика.

Это место называют «сердцем» корабля. Здесь идет контроль за работой главных двигателей (их 4) и вспомогательных (а этих 8, они обеспечивают корабль электроэнергией), энергосистемы и вентиляции.

А здесь, говорят, не ступала нога женщины. В машинном отделении, когда корабль в движении, невозможно находиться без защитных средств: очень шумно.

«Мускулы» корабля — два дизель-гидрозубчатых агрегата. Каждый из которых состоит еще из двух дизелей. Общая мощность — 30 тысяч лошадиных сил. Эти штуки приводят в движение бронзовый винт размером 5 на 2,5 метра, вес махины — 15 тонн.

В машинном отделении пахнет дизтопливом, но, на удивление, чисто, никаких потёков не замечено.

Это пост станционного управления.

В уголке машинного отделения притаился огнетушитель. :)

Корабли проекта 1914.1 — одни из самых комфортабельных военно-морских кораблей. Судите сами, вот, к примеру, офицерская столовая и большая кают-компания.

Сами офицеры говорят, что кормят на корабле вкусно. Сегодня, к примеру, на обед им предложили борщ и гречку с курицей. На выбор: чай, кофе, компот или молоко. Также угощают колбасой, сыром и маслом. На десерт — булочки. Хлеб производят в собственной корабельной пекарне.

 

Любовь Филипповна работает на корабле уже 13,5 лет. Должность — дневальная.

«Цветов в столовой много, но этот — особенный, — рассказала нам Любовь Филипповна. — Сколько здесь работаю, он всегда цветет на День ВМФ».

А что это за цветок?

Мы его называем кукуруза. (Смеется). По весне высаживаем здесь даже зеленый лук и рассаду.

Цветы нормально переносят качку?

Конечно, они уже приспособленные.

В кают-компании кругом картины. Есть даже пианино. Правда, говорят, играют на нём редко.

Большое внимание экипаж корабля уделяет спортивной подготовке. Условия для тренировок вполне сносные: есть и тренажерный зал и спортивный.

 

Во время дальнего похода досуг на корабле можно разнообразить игрой на бильярде.

Наш «экскурсовод» Дмитрий служит на корабле «Маршал Крылов» 5 лет. Сам он родом из Хабаровска, учился в Санкт-Петербурге, на Камчатку попал по распределению.

Сюрпризом для нас стал кинозал. Да-да, на «Маршале Крылове» есть настоящий концертный зал с балконом, где для экипажа показывают фильмы, устраивают концерты, проводят дебаты и инструктажи.

Здесь есть музыкальные инструменты (мы лично видели фортепиано и барабанную установку), установлена трибуна. Вместимость кинозала — около 150 человек.

На сцене лежит длинная коробка, в ней полотно для нового экрана. В ближайшее время его смонтируют. Надо сказать, почти всё в этом зале (и на корабле в целом) — наследие советской эпохи. В то время как с многих кораблей в лихие 90-е тащили всё, что можно было продать, на «Маршале Крылове» всё осталось, как было при постройке. Даже отделочные панели и те родные, хотя экипажу также месяцами не платили зарплату. Честь и хвала людям, которые сберегли корабль в это тяжелое время.

Конечно, мы не могли не поинтересоваться бытовыми условиями членов экипажа.

Эта каюта на четверых военнослужащих контрактной службы. У каждого свой рундук (шкаф).

В каютах есть умывальник, вода — очищенная. Пить её можно, но лучше после дополнительной фильтрации.

В каюте мичманов немного просторней: она рассчитана на двух человек. На столе телефон для внутренней связи, так как на корабле сотовые телефоны запрещены.

 

Есть на «Маршале Крылове» даже своя прачечная.

Палуба этого корабля внушительных размеров. К примеру, ширина этой вертолетной площадки 22 метра, она рассчитана сразу на два вертолета, оборудована ночными сигнальными огнями. Здесь же два ангара для их хранения. Сейчас они пусты, так как корабль стоит у пирса.

Корабль буквально напичкан всевозможными антеннами, пеленгаторами, измерителями и системами слежения.

 

Как вы понимаете, рассказать о том, какая антенна и для чего конкретно предназначена, мы не можем: военная тайна. Взамен предлагаем вам схему аналогичного корабля «Маршал Неделин» ("проект 1914", спущен на воду в 1981 году, в 1996 году списан из состава Тихоокеанского флота).

А это схема корабля «Маршал Крылов», обнаруженная в свободном доступе в интернете. Как говорится, найдите 10 отличий. :)

На корабле есть обычные спасательные шлюпки,

а есть закрытого типа. Их называют вельботы. Таких ярко-оранжевых шлюпок (по весельном ходу) на корабле 4. Они вмещают по 66 человек каждая. Обслуживаются командой из шести человек.

А этот катер командирский.

По словам Дмитрия, любители спорта даже устраивают по палубе пробежки.

«Основная задача корабля — обеспечение запуска космических аппаратов, разгонных блоков и летно-конструкторской ракетной техники, — рассказал нам начальник измерительного комплекса, капитан 2 ранга Андрей Гобов. — У нас три дивизиона, которые занимаются измерениями: дивизион траекторных измерений (скорость и координаты цели в определенной системе координат), телеметрических (передача по радиоканалу данных о состоянии объекта во время полета: температура, вибрация и т.д.) и вычислительной техники (дивизион обрабатывает полученные данные). Кроме того, мы занимаемся обеспечением связи с пилотируемыми космическими объектами, например, МКС».

Андрей Владимирович, сколько видов антенн на корабле?

Много. Есть оптические средства измерения — фоторегистрирующая станция, которая состоит из шести больших фотоаппаратов, которые фотографируют на аэрофотоплёнку (ширина её 18 см!). Цена одной бобины около 18 тысяч рублей. Этот прибор — российская разработка: фототеодолит с огромным объективом. Правда, максимальная скорость всего 4 кадра в секунду. Есть на корабле оптические средства измерения, которые работают в инфракрасном диапазоне — радиометры. Есть траекторные антенны. Это тот самый радиотелеметрический комплекс.

Тот, что спрятан в белом куполе?

Да, он мерит траекторию полёта объекта. Телеметрическая станция измеряет характеристики объекта: вибрацию, температуру и т.д. Также есть антенны спутниковой связи, корабельной космической связи…

Почему для выполнения всех этих задач нужен именно корабль? Наземных станций недостаточно?

У нас очень большая страна, наземных измерительных комплексов тоже немало (самый восточный, кстати, находится на Камчатке в п. Вулканный Елизовского района), каждый из них снимает свой участок. Если, к примеру, отсоединение разгонного блока ракеты происходит за пределами доступности этих наземных пунктов, то в дело вступает наш корабль, мы подходим к необходимой точке и производим съемку.

Особенно актуален наш корабль будет с вводом в строй космодрома «Восточный». Этот самый южный наш полигон предназначен для пилотируемой космонавтики.

Эвакуация капсул спускаемых аппаратов входит в ваши обязанности?

Да, на корабле есть специальное бортовое подъемное устройство для эвакуации капсулы с космонавтами. Это не просто лебёдка. Это стрела, к которой подвешивается металлическая сетка, она опускается, как сачок, захватывает капсулу и поднимает на борт. Я лично видел эту операцию только один раз, в 1992 году: «Маршал Крылов» участвовал в проекте «Космический перелет "Европа – Америка-500"». Космический объект запустили с «Байконура», мы находились в районе Сиэтла. В тот момент там разразился 7-бальный шторм. Если бы пуск перенесли, из-за вращения Земли капсула упала бы в море в 300-х километрах от нас, мы бы не успели её поднять. Наш командир принял решение пуск не переносить. Прямо во время шторма мы благополучно поймали капсулу, подняли и привезли в Сиэтл, где с тех пор она хранится в «Музее авиации» этого города. Тогда же впервые на борт «Маршала Крылова» попали иностранцы.

Есть в мире аналоги корабля «Маршал Крылов»?

Есть похожие корабли у китайцев, но они немного другие. В России аналогов точно нет. К тому же «Маршал Крылов» — один из немногих вертолетонесущих кораблей на Камчатке и один из самых больших кораблей Тихоокеанского флота. Корабли нашей бригады первыми опробовали вертолёты в море.

В чём еще ваш корабль самый-самый?

Люди здесь самые лучшие. Они служат не за «большие погоны», а потому что любят свою работу. Наш корабль — один большой эксперимент. Нигде нет тех измерительных станций, что стоят у нас, нет образца. Уникально всё! И в этой уникальности и «плюс» и «минус» нашего корабля. В институтах не выпускают специалистов специально для нас. Всё специфично. Вот вроде бы гайка также закручивается, но не так, по-морскому. У меня в измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов. Офицерам надо расти, ведь каждый офицер, который приходит на службу, как говорится, мечтает стать адмиралом. А тут расти некуда. Но у нас на флоте обычно, «где родился, там и пригодился». То есть, если приходишь на службу на этот корабль, здесь и работаешь дальше. Даже командир корабля (предыдущий) пришел к нам инженером в измерительный комплекс в звании лейтенанта, прошел все должности, после чего стал командиром. Мне вот не нравится быть командиром, мне нравится измерениями заниматься.

Когда вы пришли служить на корабль?

27 июля 1992 году, мне было 22 года. Сейчас 44. На следующий год пенсия. Сам из Казахстана из г. Алма-Ата, закончил Республиканскую физматшколу.

Правда, что на корабле служат не только военные, но есть и контрактники и даже гражданские служащие?

Да. Изначально корабль проектировался под военный экипаж. В 1998 году этот статус изменился: военным остался экипаж измерительного комплекса, разведки, химкоманды, вертолетного комплекса и управления корабля. Всего около 130 человек. Остальные, как вы сказали, контрактники и гражданские служащие.

Зарплата хорошая?

Хорошая, я считаю. Всё зависит от выслуги и разряда, лейтенанты получают от 100 тысяч рублей. Достойно. У молодых офицеров есть возможность купить жилье, получить ипотеку. По окончании службы бездомными не останутся.

Какие традиции у вас существуют на корабле? Как новичков встречаете?

Есть ритуал «оморячивания». У нас на корабле он происходит после того, как выполнена боевая задача, а не сразу после того, как вышли в море. Так вот, выполнили боевую задачу, по пути обратно в базу строим весь экипаж, набираем ведро солёной воды, берем плафон от лампы. Новичок подходит к командиру, представляется, выпивает плафон солёной воды, целует рынду и бьет в рынду. После этого докладывает: «Матрос (лейтенант) такой-то ритуал «оморячивания» пришёл». Ему жмут руку и вручают удостоверение.

А суеверия?

В понедельник в море не выходить, например. Считается, что лучше выйти в 23:55 в воскресенье. Еще за борт плевать не принято у моряков.

На берегу подводников после дальнего похода встречают жареным поросёнком, а вас как?

Тоже жареным поросёнком и оркестром. Это традиция Военно-морского флота.

Вы верите, что у каждого корабля есть своя судьба?

Конечно, как у человека. Это настоящий живой организм, несмотря на то, что это железо, у него есть своя душа. Вот, к примеру, у нас есть очень капризная система управления антеннами. Её заведующим был один мичман, так он знал, какая ей нужна влажность: когда грелочку включал, когда тряпочки мокрые развешивал, а потом в определенное время он начинал петь, и система начинала работать. (Улыбается).

Ваш «Крылов» с характером?

Да, конечно. Но он нас никогда не подводил и, надеюсь, не подведет.

Как вы корабль ласково между собой называете?

«Крылов» или корабль. Кстати, Николай Крылов, чье имя носит корабль, был легендарнейший человек, удивительный! Он, практически без образования, закончив только пулеметные курсы, стал главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, был практически у самых их истоков: сформировал первый коллектив, все основные мысли вложил в космические войска. Его идеи до сих пор живут. К примеру, полигон в Ключах на Камчатке тоже его детище.

«А корабль живой… Как вам объяснить почему? Живой он. К кораблю надо относиться как к живому существу, потому что, если относиться к нему, как к металлу, то он как металл и умрет. Корабли же не просто так называют именами великих людей. Это живой организм, потому что здесь живут люди, они проводят большую часть времени именно на корабле. Даже когда в шторм попадаете, чувствуете защиту корабля. Говорят, моряк должен быть дома в любой каюте и на любом корабле, ибо каюта офицера это не казарма, где люди отслуживают свой срок. И каюту следует обживать сразу, тем более, что собрать в нужный момент чемодан — дело не хитрое», — рассказал нам старший помощник командира корабля, капитан 2 ранга Андрей Гришин.

Андрей Николаевич, а сколько времени нужно кораблю, чтобы выйти в море?

Два часа. Это время отсчитывается с команды вахтенного офицера: «Корабль к боевому походу приготовить». За 5 минут до выхода дается команда:  «Аврал». Мы отдаем швартовые, начинаем выбирать якорь-цепь. Ее длина 350 метров, их две у нас. Специфика выборки состоит в том, что сначала мы выбираем их вместе до 120 метров, а потом начинаем один травить, а второй выбирать. Это называется «постановка на якорь способом схода».

Вот, например, американские корабли, никогда не становятся к пирсу кормой. Они всегда становятся лагом (боком, - ред.). Только мы — русские моряки — имеем такой опыт, что можем подойти кормой.

А вообще я считаю, во флот должны приходить романтики. Мне, например, нравится служить. С 1992 года служу. Правда, изначально я поступал в Рязанское десантное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Пошел на флот. Поступил в Севастопольское высшее морское училище, потом страна распалась, и меня отправили в Ленинград. А служить начинал на подводной лодке».

В 2014 году корабль «Маршал Крылов»  уйдет в док, на ремонт. По плану он продлится около года. Переоснастить обещают и главную двигательную установку, и технические средства, и аппаратуру. Надеюсь, спустя несколько лет нам удастся вновь взойти на борт этого красивого судна и увидеть изменения своими глазами.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

В следующий раз мы расскажем и покажем вам другое удивительное место: маяк Петропавловский.

Текст Леся Сурина, фото Илья Лобов.

Предыдущая новость

В гости к камчатским космофизикам мы собирались давно, но что будет настолько ин...



comments powered by Disqus