16+
вт 19 марта, 19:27
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Новая жизнь морского вокзала в Петропавловске
Сюжеты
28 февраля 2017, 17:10
0 22305

В чём уникальность нового здания морского вокзала в Петропавловске? Что строители прячут в подвале? И зачем морвокзалу камера для заключенных? Обо всём этом читайте в экспресс-репортаже фотопроекта «Посторонним В».

В феврале 2017 года новое здание морского вокзала в Петропавловске-Камчатском было официально достроено и введено в эксплуатацию.

Новый морвокзал стал третьим зданием, построенным на этой площадке за более чем 70-летнюю историю работы порта Петропавловска-Камчатского. Прежнее здание было построено в 1963 году. Его аварийную конструкцию снесли в 2011 году.

#GALLERY_102#

Вот так здание морвокзала выглядело за год до сноса.

#GALLERY_103#

В новый морской вокзал вместо кошки первыми запустили журналистов. :) Это, конечно, условность, так как официальное открытие с перерезанием традиционной красной ленты состоится не раньше конца мая.

Пока здание необжитое, трудно описать, какие эмоции оно вызывает. Когда я впервые сюда зашла, вестибюль первого этажа мне показался похожим на холл огромного торгового центра или офисного здания.

— Новое здание морского вокзала построено по поручению президента России по федеральной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Это поручение было дано еще в ходе объединения Камчатской области и Корякского округа в Камчатский край. Проектирование началось в 2011 году. Заказчик — федеральное Агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). А проект готовило ОАО «Иркутскгипродорнии», это дорожный институт, который, как вы понимаете, находится в Иркутске, — рассказал журналистам Иван Капралов — генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», которое выступило генеральным подрядчиком строительных работ.

— Конкурс по выбору генподрядчика проходил несколько раз. Мы (ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», — Ред.), в принципе, и не собирались выходить на этот подряд. Тогда руководитель Росморречфлота Александр Давыденко очень серьезно попросил наших акционеров, чтобы мы этот проект реализовали. На этот объект никто не хотел выходить, потому что понимали, что он очень сложный. Уникальный. На Камчатке такого не строили, — говорит Иван Иванович.

— Сначала на конкурс вышла одна компания (ООО «Альтир», — Ред.), но в итоге она отказалась от заключения контакта еще на стадии подписания. Через год был проведен новый конкурс. В результате с нами контракт заключили, — рассказывает генеральный директор. — И в июле 2014 года мы приступили к строительству — начали копать котлован.

— Котлован вырыли глубиной всего 1 метр 80 сантиметров! Здесь же насыпной грунт, а дальше — воды. Честно говоря, мы боялись копать: если бы вода начала прибывать, то пришлось бы откачивать её насосами. А это дополнительные затраты.

Изыскательные работы велись специалистами института, который занимался проектированием. Мы видели только документы — итог их работы, а вот проводилось ли исследование на самом деле, мы не знали. Нижняя отметка, указанная проектировщиками, была 2 метра 20 сантиметров. Наш котлован, как я уже говорил, был глубиной 1 метр 80 сантиметров. И буквально через 10–20 сантиметров уже была вода. Нам повезло, откачивать воду не пришлось — изыскатели качественно отработали и чётко определили нужную отметку, — сказал Иван Капралов.

#GALLERY_104#

Мы с удовольствием приняли приглашение Ивана Ивановича и отправились на прогулку по подземелью. Для этого пришлось выйти на улицу…

и спуститься в подвал.

Нас сразу предупредили: «Будьте внимательны! Берегите головы — здесь очень много коммуникаций».

Здание морского вокзала держится на 117 сейсмоопорах. Вот они как раз и являются уникальными для Камчатки. Хотя ноу-хау их не назовешь, так как такая технология применяется в Японии и в Китае.

— Резинометаллические опоры установлены на монолитной бетонной плите, а дальше уже идет ригель (несущий элемент конструкции. — Ред.) основного фундамента здания. Каждая сейсмоопора крепится к двум металлическим пластинам сверху и снизу. Этот «стержень» обернут резиной. Она как раз и гасит колебания: во время землетрясения здание тоже будет качаться, но со значительно меньшей амплитудой. Сейсмоопоры поглотят резкие толчки земной коры, — объясняет Иван Иванович. — Мы строили их под контролем человека, который занимался аналогичными фундаментами в Сочи. Монтаж этих опор также контролировала специальная комиссия. Там каждая гайка закручивается под определенным давлением, на каждую гайку составляется свой акт… Там очень сложно всё.

— С резинометаллическими опорами у нас были проблемы — мы не могли найти подрядчика, чтобы их изготовить, потому что для этих опор нужна специальная сталь. И как раз её было сложно найти, — вступает в разговор инженер-строитель морского торгового порта Алексей Мунтяну. — Мы искали на авиационных заводах, в Иркутске, во Владивостоке… И, в конце концов, нашли подрядчика у нас, в городе Елизово. И наши специалисты сделали эти уникальные детали качественно и быстро.

— Когда рыли котлован, находили что-нибудь интересное? Записку в бутылке, например?

Алексей Мунтяну: — Нет, не было. (Улыбается).

— А свою не положили?

— Мы? Нет. Деньги кидали. 5 рублей под угол — это традиция.

В здании морвокзала (на верхнем этаже) установлена сейсмостанция, которая фиксирует колебания земли и передает сигнал напрямую в Москву. А здесь, в подвале, на сейсмоопорах, размещены специальные датчики. Первый крепится к основной плите на полу, второй — к ригелю на потолке. Вместе они определяют амплитуду колебаний и передают эти данные в компьютер. Так как здание разделено на две части, одна пара датчиков находится в одной секции, вторая — во второй. Всего датчиков четыре.

#GALLERY_105#

Вдоволь насмотревшись, возвращаемся в вестибюль.

Общая площадь помещений морского вокзала — 8,5 тысячи квадратных метров.

Через эти двери в здание будут заходить туристы — пассажиры круизных лайнеров.

В этом помещении будет организован пункт пропуска через государственную границу. Здесь значительно теплее, чем в главном вестибюле. По словам Ивана Капралова, на первом этаже здания уже работает система «тёплый пол».

— Оснащение морского вокзала мебелью или оргтехникой проект не предусматривал. Оборудуют его те конторы, которые будут здание эксплуатировать. Таможня, вероятно, организует зелёный и красный коридоры для пассажиров, установит интроскопы для проверки багажа, — говорит Иван Иванович.

— По проекту, пропускная способность морского вокзала — 200 человек в час. Но буквально за полгода до сдачи объекта Росморречфлот решил увеличить её до 400 человек в час, чтобы не было задержки пропуска через госграницу. Ведь, если придет круизный лайнер, на борту которого 800–1000 пассажиров, то, по первому нормативу, заход будет оформляться 5 часов, и столько же выход. Это очень долго, — объясняет Иван Капралов.

В этом же зале находится касса для продажи билетов.

— Продавать билеты куда?

— Все понимают, что необходимо развивать паромное сообщение. Сегодня ведутся диалоги между Правительством Камчатского края и Росморречфлотом о приобретении судна примерно на 90 пассажиров, которое будет регулярно курсировать до Курил. Вероятно, дальше будут решать и вопрос по такому паромному сообщению с Владивостоком.

— А известно ли, будет паромное сообщение с Вилючинском, как раньше?

— Не готов сказать, это не мой вопрос, поэтому не буду комментировать.

На первом этаже, кстати, можно увидеть сейсмошов. Он делит здание на две части.

— Во время строительства в печати была информация о том, что «морской вокзал треснул». Хотя на самом деле здание технологически состоит из двух частей. Это нужно, чтобы во время землетрясения здание «гуляло», — поясняет Иван Иванович.

Здание морского вокзала монолитное. Конструкция рассчитана на 10-бальное землетрясение.

— Здесь столько металла заложено! Раньше никто столько не делал на других стройках, — говорит Иван Капралов. — Только арматуры было использовано около 2 тысяч тонн. И тут кругом сварка, никакой проволоки. Обваривался каждый шов. Это очень трудоемкая работа.

По лестнице поднимаемся на четвертый этаж.

Сейчас здесь идет монтаж системы оповещения. После установки громкоговорителей строительные работы в здании официально будут завершены.

— Почему такая большая разница в размерах дверей?

— Для нас это тоже загадка. Но так было запроектировано. Двери заказывались исключительно по спецификации.

Кабинет с одной из лучших видовых площадок морского вокзала займут лоцманы. Они будут руководить процессом захода и выхода судов из Авачинской бухты.

#GALLERY_106#

Также на бюрократическом этаже здания разместится служба капитана порта и Росморпорт.

Проект морвокзала разрабатывался задолго до принятия закона о запрете курения в общественных местах, поэтому в здании оборудованы две курительных комнаты с мощной вентиляцией. Вероятно, в дальнейшем они будут использоваться в других целях. Одна из них находится на верхнем этаже. Правда, пока она больше напоминает туалет.

Следуем дальше.

Вы, наверно, заметили, что везде нас сопровождает четвероногий охранник. Пса зовут Лобзик. По словам строителей, раньше он «служил» на корабле, а потом «списался» на берег и остался жить в порту. В морском вокзале он обитает 2,5 года, с самого начала строительства. Журналисты шутят, что у Лобзика самая большая в Петропавловске будка. :)

Пёс не только выглядит бывалым, на его долю и на самом деле выпало немало неприятностей. Строители рассказывают, что Лобзик умудрился упасть в 4-метровую шахту сейсмошва. Выбрался сам. К счастью, сильно не пострадал. Зато потом на стройку долго не ходил. Сейчас он, видимо, чувствует себя полноправным хозяином морвокзала.

Итак, ближе к делу. :) Спуститься с четвертого этажа можно по лестнице, а можно на лифте. Их — три: один грузовой, и два пассажирских.

Нам больше понравилась лестница.

На нижних этажах находятся зал ожидания для небольшой группы пассажиров, комната матери и ребенка, камеры хранения, справочное бюро, пограничная служба, санитарно-карантинный пункт, фитосанитарный и ветеринарный контроль, отделение связи…

Но есть гораздо более интересное место…

Вот оно.

Казалось бы, зачем морскому вокзалу тюрьма? Оказалось, что в этой части здания будет располагаться линейный отдел МВД России на водном транспорте: дежурная часть, пункт выдачи оружия. А куда транспортная полиция без комнаты для задержанных?

Кстати, если в среднем толщина стен здания около 20 сантиметров, то в этих комнатах она больше. Насколько больше строители уточнять не стали. :)

Модные светодиодные лампы в камере для задержанных спрятаны за решетками.

Вдоволь насмотревшись, спешим в более приятное место.

Довольно много места предусмотрено для «пункта приема пищи». Он рассчитан на 50 посадочных мест. Пока не понятно, будет здесь фудкорт или ресторан, но на легендарный «Океан», где пел Михаил Шуфутинский, уж точно не похоже.

— Мы сделали только основу, то, что и было предусмотрено контрактом. А ресторатор, который придет сюда, уже обустроит место общепита самостоятельно. Но мы (строители. — Ред.) пришли к выводу, что ресторанную зону надо отделить от остального вокзала, так как, во-первых, будут запахи еды, во-вторых, она расположена на третьем этаже: ограждение, конечно, есть, но умудриться упасть можно.

Вот так проектировщики видят эстраду.

Площадь кухни, мне кажется, равноценна площади самого банкетного зала.

Тут уже установлены водонагреватель и вытяжки.

Всё самое интересно внутри мы посмотрели, осталось лишь несколько штрихов.

— Иван Иванович, здание морского вокзала автономно?

— Горячую воду мы получаем из системы центрального водоснабжения. Холодная вода идет с погружной насосной станции, которая находится недалеко от морвокзала. На случай, если прервется подача электроэнергии, мы установили дизель-генератор.

— Гарантию на свою работу даёте?

— По контракту, гарантийный срок — 5 лет.

— Какова сметная стоимость объекта?

— Сметная стоимость, когда она выходила из Главгосэкспертизы, была 486 миллионов рублей. На момент заключения договора, эта сумма была проиндексирована и составила 532 миллиона рублей.

— Этих денег достаточно для строительства такого серьезного объекта?

— Это очень маленькая сумма, потому что, во-первых, мы заходили на объект в 2014 году, ещё до колебаний в экономике. Во-вторых, нам повезло, что контрактом было предусмотрено 10% авансирование. Это нас спасло. Металла нужно было очень много — 1 тысяча 200 тонн. И я успел его сразу купить. На тот момент тонна металла стоила 27 тысяч рублей, а уже буквально через полгода металл продавали за 40–45 тысяч рублей за тонну.

Многое было на грани фола. К примеру, в смете не была предусмотрена транспортировка материалов на Камчатку. Но мы выстояли, договаривались с пароходствами, объясняли, как важен этот проект для Камчатки… Ещё контракт не предусматривал увеличения авансирования. Даже с учётом колебаний в экономике. Нам пришлось брать кредиты в нескольких банках…

— Сейчас заказчик с вами уже полностью расплатился?

— Да, с нами, как с генподрядчиком, уже расплатились.

— Колористическое решение соответствует проекту?

— Всё строго в соответствии с проектом. Вообще были моменты, когда мы умом понимали, что так делать не стоит, но институт даёт техническое решение, что нужно делать именно так и никак иначе.

— А что делать не стоит?

— Например, у нас есть пункт пропуска через госграницу. В той части зала будут устанавливать кабины и, скорее всего, будут сверлить пол. Правильнее было бы сначала кабины поставить, а затем укладывать керамогранит. Но нам сказали делать строго по проекту. Вы, если бы строили свой дом, наверно, такую очередность бы не соблюдали. А у нас есть сроки, и есть финансирование, поэтому пришлось делать так, как сказал заказчик. В любом случае, я думаю, службы, которые будут здесь «проживать», многое переделают под себя. А наша задача была это здание построить, и, я думаю, оно еще не один десяток лет здесь простоит.

Так морской вокзал выглядит со стороны Авачинской бухты.

В настоящее время у морского вокзала ведется реконструкция 100-метрового причала №5. Ремонт должны завершить к 31 мая. На эти цели из федерального бюджета выделили около 80 миллионов рублей. Ещё около 1,2 миллиарда рублей из федеральной казны потребуется на строительство комплекса причалов на мысе Сигнальном.

Глубина у причальной стенки достигает 9 метров, поэтому по окончании ремонтных работ швартоваться в порту смогут и большие круизные лайнеры с осадкой до 8,5 метра. По данным пресс-службы Правительства Камчатского края, ожидается, что модернизация портовой инфраструктуры на Камчатке позволит увеличить количество заходов пассажирских лайнеров с 15–20 до 60 в год. Заход первого лайнера планируется уже в середине июня 2017 года.

Губернатор Камчатки Владимир Илюхин ранее сообщил журналистам, что «всё, что касается благоустройства территории морвокзала, — это зона ответственности и города, и края. В это лето работы по благоустройству там начнутся».

— Благоустройством должна заниматься и «Корпорация развития Камчатского края». Я видел их планы, безусловно, они собираются сравнять с землей старые цеха «Фрезы» и обустроить территорию. А морской вокзал будет отправной точкой, — считает генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Иван Капралов.

Проект выглядит волшебно. И пока с трудом верится, что именно так всё будет в реальности. Но, с другой стороны, в то, что новое здание морского вокзала достроят в Петропавловске-Камчатском, тоже верили далеко не все. :)

На этом наша экскурсия завершилась. До новых встреч, до новых объектов, достойных Вашего внимания!

Текст: Леся Сурина, фото: Виктор Гуменюк, Василий Гуменюк, Леся Сурина.

При подготовке материала использованы архивные фотографии из открытых источников.

Другие материалы фотопроекта «Посторонним В» здесь.

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором