21:48Чт, 08 декабря 2016
9
6˚C
63.91
68.50

Информационное
агентство «Камчатка»

Автор:

Олеся Сурина

Мастерская Папы Карло

23 марта 2014, 15:00

В шутку мастерскую Камчатского театра кукол сами его работники называют «родильным цехом». Да, именно здесь появляются на свет куклы для всех спектаклей театра. В век интернета и массового потребления (когда купить можно почти всё, что угодно, причем, не вставая с дивана) каждая кукла до сих пор изготавливается вручную.

Цехов в кукольном театре четыре: бутафорский, швейный, столярный и конструкторский. Существуют они с первых дней работы театра. Первый кукольный спектакль камчатские зрители увидели 6 ноября 1980 года, назывался он «Таинственный гиппопотам». 

Вотчина художников. 

Художник-скульптор Светлана Кужелева готовит декорации к новому спектаклю.

А вот и главный герой! Знакомьтесь, это — Бука. Он основной персонаж премьерного спектакля для взрослых «Баллада Инвалидной улицы» (по пьесе Натана Рознера). Бука, можно сказать, «новорожденный», он впервые выйдет на сцену в Международный день театра 27 марта.

Подругу Буки Цилю наряжает художник-бутафор Галина Поротова.

Художник-декоратор Екатерина Черешкова.

«Бука — мульт-кукла, – рассказывает Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель театра, главный художник Зиновий Кужелев. –  Так называют  кукол с фиксацией жестов. На «Мосфильме» с их помощью снимают мультипликационные фильмы: к примеру, меняют позицию руки куклы, фиксируют, пошагово снимают её каждое новое положение, на пленке в итоге получается единое движение — подъем руки».

Бука и Циля — два главных персонажа спектакля «Баллада Инвалидной улицы». Как и у живых артистов-исполнителей главных ролей, у кукол есть дублеры, у Буки — один, а у Цили — целых три. 

«В Камчатском кукольном театре мы знакомим зрителя практически со всеми типами кукол, – продолжает экскурсию Зиновий Ефимович. – Они бывают перчаточные, как Петрушка, то есть которые надеваются на руку. Есть марионетки, их «водят» на нитке, есть тростевые куклы, которые управляются специальными системами — гапитами, артист при этом находится за ширмой. Бывают куклы планшетные, которые «умеют ходить» по полу, бывают ростовые…».

«Почему храним кукол в пакетах? Чтобы не пылились. Эти куклы — почти музейные экземпляры, – говорит Зиновий Кужелев. – Они из очень древнего спектакля».

«Изготовление кукол — длительный процесс. Лица их раньше делали полностью из дерева. Надо было подобрать подходящий материал, к примеру, липу, из нее вырезали голову. Потом топором заготовку кололи пополам, вычищали изнутри, чтобы она была легче, и обратно склеивали, уже после этого начиналась роспись. Эта технология уже практически не применяется. Сейчас мы предпочитаем делать из папье-маше», – делится секретами мастерства художественный руководитель театра.

А вот бутафорский цех. 

Эскадрилью к спектаклю «Баллада Инвалидной улицы» готовит мастер бутафорского цеха Сергей Саргсян.

Трубочки, оставшиеся после запуска петард, как оказалось, в Кукольном театре вещь ценная и необходимая. «Для вас это просто трубка, а для меня — патрубок, в данном случае специальное приспособление для управления куклой. Она как раз под размер пальца. Очень удобно. Вот гуляю с собакой, нахожу такие коробки, приношу в театр», – смеется Зиновий Ефимович.

В швейном цехе театра наряды шьют и для кукол и для кукловодов.

Светлана Иглакова — художник-бутафор, она работает в театре со дня его основания.

Светлана Николаевна умеет всё: мастерить кукол, заниматься бутафорией, декорациями… По образованию она художник, родом из Томска. Больше 30 лет назад приехала на Камчатку, здесь и осталась. «Больше всего мне нравится делать кукол, – рассказывает Светлана Иглакова. – Причем, интереснее делать именно характерных кукол, также как и актерам интересней играть характерные роли».

«Да, «пионеров» (то есть правильных кукол, положительных героев) тяжелее всего делать», – подтверждает Зиновий Кужелев.

«Когда кукла обретает характер? Когда готов её эскиз, – считает Светлана Иглакова. – Воплощается в жизнь во время лепки основной детали куклы — головы, а костюм лишь подчеркивает характер. Всего же на изготовление спектакля (с куклами, костюмами и декорациями) уходит около 3 месяцев». 

Художник-модельер мастер пошивочного цеха Елена Кованская одевает артистов театра уже 18 лет.

«Сложность моей работы в том, чтобы понять, какую идею вкладывает в костюм режиссер-постановщик спектакля, – рассказывает Елена Владимировна. – Профессионализм художника-модельера заключается именно в том, чтобы выслушать, понять идею, воплотить её с первого раза, а не переделывать потом. Ведь, если костюм идее не соответствует, значит, работа впустую. 

Люди, которые что-то делают своими руками, высоко ценят чужой труд. Поэтому и на репетициях артистов мы обычно не присутствуем, чтобы не мешать, смотрим уже готовые спектакли».

Мы во владениях художественного руководителя и главного художника театра Зиновия Кужелева.

Заслуженный работник культуры России Зиновий Ефимович — человек-театр. «Я могу выпустить любой спектакль: от задумки до окончания, – говорит Худрук. – Когда цеха «зашиваются», сам пилю и строгаю. Даже в должностных обязанностях художника-постановщика написано, что, если цеха не могут выпустить куклу, ты должен сделать её сам».

Кроме кистей и красок в арсенале главного художника театра множество других инструментов.

«Мечтал о миниатюрном станке. Вот купил его. Это мини-циркулярка», – с гордостью демонстрирует нам её работу Зиновий Кужелев.

В цехах Кукольного театра хранится множество отработавших свое или не получивших дальнейшей жизни конструкций и бутафорских заготовок.

«Откуда мы всё это берем? С «центрального склада» возле мусорного бака. – смеется Зиновий Ефимович. – Там можно всё найти. Это как раз тот случай, когда необходимое невозможно купить в магазине».

Макет сцены. Масштаб 1:10.

«Это моё основное место работы. Здесь я разрабатываю спектакль. Это серьезная работа, не игра», – говорит Зиновий Кужелев.

Сейчас в репертуаре театра 20 спектаклей, а всего разных постановок на сцене Камчатского театра кукол было больше 120. Это и неудивительно, ведь 4 премьеры в год — это норма. Всего же взрослым и детям показаны тысячи спектаклей не только на сцене театра, но и в гастрольных поездках по Камчатке, России, ближнему и дальнему  зарубежью. 

Тем временем, труппа театра по-прежнему работает в старом здании на ул. Максутова, 42 и, в том числе, готовится принять Дальневосточный фестиваль театров кукол «Папа Карло». Он состоится в октябре 2014 года. После чего артисты отправятся на гастроли в Хабаровск.

Новый театр

На 2014 год намечено начало строительства нового здания для театра кукол в Петропавловске. На эти цели выделено около 100 млн. рублей. Общая площадь комплекса — 8,5 тыс. квадратных метров. Он будет расположен неподалеку от Арбитражного суда и здания нового ЗАГСа на «Горизонте-Севере». Проект уже согласован и прошел экспертизу. Под куполом разместится единый 4-этажный архитектурный комплекс со множеством театральных помещений, современным зрительным и репетиционным залами, управляемой компьютером сценой, световой и другой театральной аппаратурой.

     

Текст Олеся Сурина, фото Илья Лобов



comments powered by Disqus