Что в саквояжах у «Саквояжа»? Можно ли научить акробатике двухлетнего ребенка? Зачем жонглерам сигары? И что такое «бланш»? Обо всем этом читайте в очередном материале фотопроекта «Посторонним В».
Слава народного детского цирка «Саквояж» давно распространилась за пределы Камчатского края. Юным артистам рукоплескали в Москве и Омске, во Владивостоке и в Стокгольме (Швеция), в Хельсинки (Финляндия) и Хейхэ (КНР)… Если говорить об успехах этого года, в феврале 2016 года камчатские юные дарования стали обладателями Гран-при и двух первых мест на открытом международном конкурсе циркового искусства «Мир чудес» во Владивостоке. А сейчас они готовятся к новым выступлениям и конкурсам.
Обычно цирковые артисты за кулисы зрителей и журналистов пускают неохотно, но любознательной команде проекта «Посторонним В» удалось побывать на репетиции и познакомиться с жизнью творческого коллектива поближе.
Итак, добро пожаловать в Центр культуры и досуга «Сероглазка». Именно здесь с 1993 года базируется народный детский цирк «Саквояж».
Нам на второй этаж.
Но прежде, чем мы зайдем в репетиционный зал, нужно снять верхнюю одежду и переобуться. Без сменной обуви вход запрещен.
Вот теперь мы готовы заглянуть за кулисы циркового мира.
Юные «звездочки» репетируют номер «Цирковое хололо». 2 апреля им нужно будет выступить на краевом конкурсе «Лучший культработник 2016». Акробаты умудряются не только прыгать через гигантскую скакалку, но и одновременно садиться на шпагат, крутить сальто и выполнять другие трюки. Выглядит всё это завораживающе.
Так как репетиция техническая, она проходит без музыки. Гимнасты считают вслух, чтобы не сбиться с ритма.
Количество выступающих ограничено размером сцены. В этом номере участвует 21 человек, хотя полный состав цирка «Саквояж» — около 180 артистов.
#GALLERY_80#
В зале для репетиций тесновато, поэтому на время заглянем в соседнее помещение — реквизитную. Здесь множество различных костюмов и других интересных цирковых приспособлений:
булавы для жонглеров,
всевозможные скакалки и
пьедесталы для эквилибристов…
«На самом деле сейчас мы находимся в секретной комнате. Здесь хранится весь реквизит, с которым детки работают, — рассказала руководитель «Саквояжа» Алла Сушок. — Костюмы хранятся в чехлах. Их здесь около 200. Еще половина сюда просто не влезла». (Смеется).
Корреспондент: — А чемоданы зачем? Возить на гастроли костюмы?
Алла Сушок: — В них эквилибристы хранят свои катушки.
Катушка ставится на пол, сверху укладывается доска, на которой и балансирует эквилибрист. В это же время он может жонглировать или, например, прыгать через скакалку.
А вот бАмбук — реквизит воздушных гимнастов. Прошу не путать это слово с тропическим растением. :) Цирковые, произнося его, делают ударение именно на первый слог.
Вот эти цветные штуки циркачи называют «сигарами». Это — реквизит антиподистов. «У нас антиподисты — это девочки, которые жонглируют ногами», — поясняет Алла Владимировна.
На балконе — «гараж» моноциклов.
Кстати, в «Саквояже» катаются на моноциклах в основном мальчишки.
Здесь же хранятся обручи всевозможных диаметров и цветов. Их тут около 200 штук. Они упакованы в защитные чехлы.
— Где вы берете реквизит?
Алла Сушок: — Что-то покупаем на материке, что-то заказываем по интернету, что-то изготавливаем на Камчатке. Это кропотливая работа. Весь реквизит собран по крупицам за много лет. Специально для нас камчатские мастера изготовили партерное кольцо, еще эквилибр, воздушные кольца, пьедесталы для гимнастов и акробатов… Жонглерский реквизит мы по интернету заказывали.
Налюбовавшись ярким цирковым реквизитом, возвращаемся в зал, где репетируют артисты.
Так как полноценно готовится к выступлению при посторонних непросто, мы попросили артистов показать нам разные трюки. Чтобы разогреться, начали с массового жонглирования.
— Легко научиться жонглировать?
Алла Сушок: — Кому-то быстро жонглирование дается, кому-то больше надо времени. Это зависит от навыка. А вообще жонглирование — очень полезное упражнение, оно развивает взаимодействие правого и левого полушария мозга, улучшает координацию и внимание, поэтому и в школе дети учатся лучше. И вообще они у меня все — хорошисты и отличники. Они у меня — молодцы!
— Три булавы — это стандарт?
— Да, это стандарт. Но дети могут жонглировать и 5-6 булавами…
#GALLERY_81#
— Каким цирковым жанрам обучаете?
Алла Сушок: — Три основных направления — гимнастика, акробатика и эквилибристика. Еще мы учим актерскому мастерству, хореографии (классика, народный и современный танец). Одним словом, все знания, которые нужны артистам любительского цирка, детки получают.
— Клоунаде учите?
— Специализированного курса нет, но, когда есть возможность, приглашаем актеров театра кукол.
— Может, есть фокусники?
— Если честно, я не люблю этот жанр, хотя он цирковой. Сейчас он не пользуется особым спросом. Может, вы заметили, что в последнее время даже в стационарных цирках, фокусников практически нет.
— Я всегда считала, что в цирке должен быть номер с дрессированными животными. У вас что-то подобное есть?
— Нет. Во-первых, у нас не приспособленное для этого здание, нам СанПиНы не разрешат, во-вторых, очень много детей-аллергиков. Мы — любительский коллектив, детский, а дрессурой животных должны заниматься профессионалы, я считаю. К тому же должны же быть условия для содержания животных, а ведь их еще и кормить надо…
— Какой из цирковых жанров, по вашему мнению, самый сложный?
— Я думаю, эквилибр и всё, что с ним связано — моноциклы, катушки, мячи и так далее — на сегодня самый сложный жанр в цирке. Там очень сложная техника. Нужно уметь держать баланс, делать стойки на руках и на одной руке… К работе в этом жанре мы готовим детей два-три года, хотя скорость обучения, конечно, зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка.
— Алла Владимировна, а как вы попали в цирк?
— В детстве. Меня в пять лет привели в цирк. Занималась партерной акробатикой. Это было на Урале, я сама из Челябинска. Я влюбилась в цирк, так и осталась преданная на всю жизнь этому жанру.
— С детьми какого возраста вы начинаете заниматься цирковым искусством?
Алла Сушок: — С 2 лет.
— Так рано?! И сразу трюки осваиваете?
— Сначала мы с ними играем. Привыкаем. Учимся доверять друг другу. Потом гимнастика и акробатика в игровой форме. А к пяти годам уже делаем «сортировку»: смотрим, кто будет гимнаст, кто эквилибрист, кто жонглер, а кто воздушный гимнаст…
— Со взрослыми занимаетесь?
Алла Сушок: — Нет. Нам некогда с ними заниматься, да и зал небольшой — не поместятся все желающие. Нашим артистам — от 2 до 18 лет.
— На какой по счету тренировке ваши воспитанники садятся на шпагат?
— Это индивидуально у каждого ребенка. Кто-то за две недели, кто-то за месяц, кто-то за год… Специально мы детей не травмируем. Очень много беседуем. И смеемся, и плачем. Это — труд. Труд помноженный на труд.
Юная леди Арина мастерски крутит обруч на ладошке.
— Скоро цирку исполнится 25 лет. Считали, сколько детей вырастили за это время?
Алла Сушок: — Нет. Очень много. Тысячи. И каждый год к нам всё идут и идут. Мамочки беременные в очередь записываются, хотя нигде мы не даем рекламу. Каждое первое сентября у нас аншлаг: в коридоре стоят по 150-200 человек, не протиснуться. Приходится сразу говорить, что попадут не все. Недавно открыли филиал народного детского цирка «Саквояж» на улице Топоркова в Петропавловске. Там у нас три группы. Занятия ведет моя дочь. Кстати, все наши педагоги, кроме хореографов, — сами с двух лет занимались у нас. Сейчас они воспитывают собственных детей и являются педагогами в «Саквояже».
— Кстати, почему цирк называется «Саквояж»?
Алла Сушок: — На самом деле мы долго думали, как назвать коллектив. И решили, что название «Саквояж» нам подходит. Всем оно понравилось, ведь саквояж — всегда в полете, всегда в движении. И пошло поехало… (Смеется).
— Что лично для вас цирк? И могли бы вы без него жить?
— Цирк — моё детище. Наверно, не смогла бы без него жить. Всю себя отдаю цирку. Цирк — это моя семья, мой второй дом.
8-летняя Аня и 10-летняя Инесса вовсе не грустят. Они репетируют свой концертный номер, который называется «Отражение». Девочки на самом деле похожи внешне, хоть и не сестры.
Номер исполняется во вращающемся партерном кольце.
Во время репетиции руководитель коллектива несколько раз произносит команду «ап».
— Что это значит?
Алла Сушок: — Это значит, что артисткам надо зафиксировать трюк, замереть буквально на пару секунд. Этой командой пользуются все цирковые.
Все номера, сценографию, образы, дизайн костюмов Алла Владимировна придумывает сама.
Есть в цирке и невероятно гибкие, гуттаперчевые дети.
Работают такие артисты в особом жанре пластической акробатики, который называется кАучук (ударение на первый слог).
— Такая гибкость — это феномен, природный дар или сотни часов тренировок?
Алла Сушок: — В данном случае — природный дар. Эмилия у нас в узелок завязывается, на шпагат легко садится, никаких растяжек особых не надо делать. Она от природы такая гибкая.
— У вас все дети такие пластичные?
Алла Сушок: — Через одного. Здесь всё зависит от физиологии и структуры тела человека. Одно дело — природная гибкость, другое дело — желание человека, в таком случае мы поможем и научим. Есть, например, у меня девочка — воздушница-экстремалка. Природной растяжки у неё нет, но она своим трудом пытается растянуть плечи, шпагаты, спину… В этой группе у меня все дети — трудяги, могут по 24 часа в сутки работать.
— Как вы своих воспитанников ласково называете?
— Саквояжики (Улыбается).
Эмилия занимается в цирковой студии с двух лет, сейчас ей девять.
— Свое самое первое выступление помнишь?
Эмилия: — Не очень. Мне было примерно три года. Мы выступали с маленькими зонтиками и прыгали на лошадках.
— Трюки уже выполняли?
— Еще нет. Мы же были совсем маленькими. Хореография была.
— Ты себя чувствуешь уже артисткой?
— Да.
— Твой талант помогает тебе в жизни?
— Да. Трюки кое-какие делать легко, и на физкультуре в школе тоже легко…
— Какой у тебя любимый концертный номер?
— Самый любимый номер — «Домино». Там выступают 4 девочки: я, Аня, Инесса и Лиза. Мы пристегиваем пуговицы. У нас черные костюмы и точки, как у домино. Мы делаем всякие трюки в жанре каучук.
— Чем тебе нравится этот номер?
— Интересно работать, не скучно. (Улыбается).
Даша — эквилибристка на шаре. Она умудряется не только сохранять равновесие, но и одновременно жонглировать булавами.
Алексей выполняет трюк с помощью ручного эквилибра.
В холле первого этажа упражняются моноциклисты,
#GALLERY_82#
девочки наблюдают за мальчишками с балкона.
Артист Роман с 10-летним стажем — эквилибрист и конферансье цирка «Саквояж».
— Тебе легко работать с девочками?
Роман: — Да. Немного совсем раздражают.
— Какие цирковые жанры можно назвать девчачьими, а какие больше походят для мальчишек?
— Мальчики больше акробатикой занимаются, на катушках стоят и на моноциклах катаются. У нас только одна девочка в цирке на моноцикле катается. Это эквилибристика. А девчонки больше трюки на партерном кольце выполняют, стойки, воздушной гимнастикой занимаются…
— Цирковые навыки помогают тебе в жизни?
— Да, в школе. Если, например, сказали: «Кто руку поднимет быстрей, тому 5-ку», то я быстрее всех поднимаю. Можно сказать, всесторонне развитый.
Как вы уже заметили, в цирковом искусстве много специфических названий реквизита, трюков… Вот вам для примера несколько основных упражнений из уроков акробатики.
— В каком самом необычном месте приходилось выступать цирку «Саквояж»?
Алла Сушок: — Наверно, самое необычное место — это телевизионная студия. (Смеется). Когда приезжаем в другие города, у нас берут интервью, приглашают в «Доброе утро», например, или еще куда-нибудь. А там студия метр на метр. Вот и представьте, каково в такой обстановке выступать, к примеру, эквилибристу на мячах? А ведь надо не просто выступить, а выложиться на 100%. Я сама до сих пор поражаюсь своим воспитанникам! Как это им удается? Правильно говорят, что цирковые никогда не устают, никогда не сдаются. Цирковые — сильные люди, смелые, храбрые. Все время в бой, только в бой!
— В балете есть прима, а у цирковых есть такая почетная «должность»?
— Примы нет, есть — солисты. Но это звание надо заслужить. А вообще любимцев и звезд у нас нет. Я их всех люблю одинаково. Почти все они со мной с двух лет. Конечно, каждый — индивидуален. Каждый — со своим характером. К каждому приходиться приспосабливаться, а им приходится приспосабливаться ко мне. Но детки у нас хорошие: они с полувзгляда, с полуслова меня понимают. Я очень горжусь своими воспитанниками.
— Вам проще работать с мальчишками или девчонками? И почему?
— Честно говоря, я никогда не задавалась таким вопросом. Наверно, одинаково. Для меня самое сложное — работать с малышами-двухлетками в первый год обучения. (Смеется).
#GALLERY_83#
— Есть ли у вас особые традиции, например, посвящения в циркачи?
Алла Сушок: — Да, есть. Например, когда мы ребенка переводим в группу «Спутник» (из нее дети потом переходят в старший или даже концертный состав), юный артист дает слово, что не будет пропускать занятия, будет хорошо учиться в школе, всё время карабкаться в гору и не будет оглядываться назад. Церемония проходит в кругу коллектива, без родителей. Тепло и по-домашнему. Еще мы отмечаем именины детей, играем каравай, каждый говорит имениннику добрые слова. Детям очень нравится эта традиция. У нас есть еще одна давняя традиция — старший помогает младшему. И так из поколения в поколение: свое мастерство, знания наши артисты передают малышам.
— Приметы есть у цирковых?
— Есть. Например, плохая примета — перед представлением грызть семечки. А если мы работаем в цирках, то нельзя спиной к манежу сидеть на бортике… У цирковых много примет.
— А талисман?
— Конечно! У каждого ребенка есть свой талисман, который он берет на выступление. Но есть и общий — это наш российский флаг. Небольшой триколор у нас уже много-много лет, мы его всегда возим с собой. Когда что-то получается, что-то завоевываем, дети его всегда целуют, обнимают. (Смеется).
— Есть перспектива в цирковом искусстве у камчатских детей?
Алла Сушок: — Да, наши воспитанники учатся в Государственном училище циркового и эстрадного искусства в Москве.
— Может, уже и в цирке дю Солей выступают?
— Нет, до этого мы еще не доросли.
— Были мысли о том, что Камчатке нужен стационарный цирк?
— Были. Много лет назад даже ходили на прием к губернатору Михаилу Машковцеву. Он посмеялся, сказал: «Цирк уехал, клоуны остались». Так и закрыли эту тему. А сейчас — кризис. Какой цирк, вы о чем?
— Как часто бываете на гастролях? В каких странах уже успели побывать? И какие планы у цирка «Саквояж»?
Алла Сушок: — Во многих местах уже были: Дальний Восток, Урал, Сибирь, Москва, Хельсинки, Стокгольм, Китайская народная республика… 22 апреля летим в Тюмень на молодежные Дельфийские игры. В сентябре — в Москву. На конкурс нас пригласил Максим Юрьевич Никулин. Выступать будем, как и в 2014 году, в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре. Еще осенью нас приглашают в Тель-Авив. Сейчас ведем переговоры.
Впереди — много очень планов. На следующий год планируем поехать в Пермь, либо Новосибирск. Хотим показать там массовые номера деток. Мечтаем вывезти ребят отдохнуть в какой-нибудь международный лагерь, но это уже как получится. А вообще планы у нас — наполеоновские, грандиозные. (Улыбается).
Если вам понравился материал, поделитесь ссылкой на него с друзьями в социальных сетях. За приключениями команды фотопроекта «Посторонним В» следите на сайте: pressa41.ru в специальном разделе.
Текст: Леся Сурина, фото: Матвей Парамошин
В качестве бонуса, представляем вашему вниманию несколько фотографий с отчетного концерта "Саквояж продолжает вояж". Подробный фоторепортаж здесь.
0 комментариев